По состоянию на первое июля текущего года регионы Республики Казахстан собрали 201,1 миллиарда тенге неналоговых доходов, которые поступают в местные бюджеты. Как отмечает экономист Руслан Султанов, их доля по сравнению с налоговыми поступлениями незначительна, однако структура этих доходов дает немало поводов для размышлений: от кого и за счет чего регионы страны получают «внеплановые» деньги?
Так, среди лидеров по объему собранных неналоговых поступлений можно выделить: Мангистаускую область – 37 миллиардов тенге, город Алматы – 33,8 миллиарда тенге, город Астана – 23,3 миллиарда тенге, а также Туркестанскую область – 14,6 миллиарда тенге.
Как отмечает экономист, неналоговые поступления обеспечены за счет ряда факторов, среди которых:
- штрафы, пени, санкции, взыскания
- доходы от государственной собственности
- госуслуги и реализация товаров (госучреждения)
- поступления от государственных закупок
- прочие неналоговые поступления (вторая по значимости в ряде регионов республики)
Экономист указывает на тот факт, что неналоговые поступления по состояние на 1 июля 2025 года остаются незначительной частью доходов местных бюджетов, в то же время они ярко отражают управленческое состояние системы. По его мнению, если налоги являются зеркалом экономики, то неналоговые доходы представляют собой индикатор качества администрирования, дисциплины в закупках и управления госимуществом.
Руслан Султанов подчеркивает, что регионы Казахстана в основном пополняют свой бюджет за счет штрафов и нарушений – в Мангистауской области можно сказать, почти исключительно за счет них. Тогда как, например, Кызылординская область – в основном за счет отчислений от недропользователей и возвратов неиспользованных средств.
Кроме того, до сих пор имеются поступления от проведения государственных закупок. Однако это не стабильный источник, а симптом проблем, которые давно подрывают исполнение государственных программ. Более того, именно из-за нарушений и срывов на этапе госзакупок в ходе мониторинга документов СГП систематически фиксируется неисполнение запланированных мероприятий и целевых индикаторов, отмечает Султанов.
Эксперт убежден в том, что вместо пассивного «зарабатывания» на нарушениях регионам страны необходим переход к устойчивым решениям через качественное планирование, предсказуемые контракты и активное управление активами.