В первой половине августа казахстанские средства массовой информации опубликовали лишенные оптимизма данные касаемо добычи нефти и газа в период первых шести месяцев текущего года. Реальные показатели оказались значительно ниже запланированных, что заставило задуматься о будущем нефтегазовой отрасли страны.
Одно из крупнейших в Республике Казахстан месторождение «черного золота» Кашаган снизило объемы добычи на сорок шесть процентов. К слову, данный случай не является единичным. Общее сокращение добычи нефти в нашей стране составило тридцать процентов, что наносит серьезный удар по экономике страны.
Полученная от продажи энергоносителей прибыль направляется на финансирование социальных программ. В связи с этим, уменьшение объемов добычи может привести к пересмотру их финансирования, а также к сокращению бюджетных ассигнований, считают казахстанские аналитики.
Прогнозы экспертов, представленные Президенту Республики Казахстан Касым-Жомарту Токаеву, оказались вовсе не утешительными. Так, с 2017 по 2022 год добыча на месторождениях в стадии разработки и разведки снизилась с шестидесяти пяти до шести миллионов тонн, что указывает на более чем десятикратное сокращение объемов добычи. В том случае, если данная тенденция сохранится, нефтедобывающая отрасль республики может столкнуться с коллапсом.
Аналогичная ситуация складывается и в газодобывающей отрасли, где к 2030 году ожидается сокращение добычи «голубого топлива» на тридцать пять процентов. Это, в свою очередь, грозит неисполнением контрактов с потребителями добываемого в Казахстане газа.
Как сообщается в докладе аналитиков, внушительная часть казахстанских месторождений пребывает на этапе истощения.
Не только экспортный спрос, но и растущий внутренний спрос на нефтепродукты в нашей стране оказывают давление на рынок. Так, например, с 2020 года потребление бензина увеличилось в полтора раза.
В то же время, привлекательные цены на нефтепродукты из Республики Казахстан стимулируют экспорт в страны ближнего зарубежья. В связи с этим, власти Казахстана ввели ограничения на продажу бензина и дизельного топлива водителям транзитного транспорта, а также в соседние регионы Республики Узбекистан и Кыргызской Республики. Связано это с тем, что цены на данные товары в этих странах ощутимо выше.
Вместе с тем в нефтепроводах и газопроводах наблюдаются свободные объемы, поскольку перекачка энергоносителей производится практически вхолостую. Однако капитальный ремонт на двух нефтеперерабатывающих заводах страны нанес серьезный удар по нефтегазоперерабатывающей отрасли, так как потребовалась их временная остановка.
Эта ситуация, в том числе, объясняет повышение цен на нефтепродукты внутри нашей страны. Однако, несмотря на это, цены на казахстанские нефтепродукты остаются ниже, чем в Узбекистане и Кыргызстане.
Кроме того, нефтепроводы сталкиваются с серьезной проблемой: оборудование, изношенное временем и интенсивной эксплуатацией, уже не справляется с объемом перерабатываемого энергоносителя.
Эксперты предупреждают, что для восстановления инфраструктуры требуется ежегодное финансирование в размере ста миллионов долларов. Однако частные компании, увлеченные погоней за максимальной прибылью, не спешат вкладывать средства в столь масштабные проекты.
По итогу, уже к 2030 году нефтепроводы рискуют полностью выйти из строя, что грозит не только остановкой добычи и переработки нефти, но и серьезными экологическими последствиями.