Предположения эксперта о том, что через пять лет у ЕНПФ начнутся проблемы с выплатой пенсий, Нацбанк не так давно назвал провокационными. Но Айман Турсынхан от своих слов отказываться не собирается. И даже готова к иску регулятора, сообщает 365info.kz.
Свои расчеты она на днях еще раз подтвердила в публичном диалоге с управляющим директором АО «ЕНПФ» Мауленом Утегуловым. Пока никакой ответной реакции на выводы экономиста со стороны Нацбанка нет.
Проблемы есть
А аргументы эксперта о грядущих проблемах в ЕНПФ таковы:
- Активы ЕНПФ составляют 8,9 трлн тенге. Из них 56,6% всех накоплений приходятся на поколение 45+, которые через 5-10 лет начнут активно использовать свои вклады.
- В портфеле ЕНПФ увеличилась доля долгосрочных инструментов, срок погашения которых свыше 10 лет. Их 53,25%.
- Нацбанк, как единственный управляющий пенсионными активами, стремится защитить вклады будущих пенсионеров. По этой причине доля активов, номинированная в твердой валюте, достигла 30%.
- Данные по состоянию активов ЕНПФ на сайте Нацбанка доступны только с 2004 года. 14 лет назад поступление пенсионных взносов в фонд в 10 раз превышало выплаты. Сейчас это соотношение — 4 к 1. Разрыв будет сокращаться.
- При расчетах эффективности инвестирования управляющий пенсионными активами не делает привязку к текущим социально-экономическим показателям. Речь идет о курсе национальной валюты и уровне прожиточного минимума.
- В 2005 году при курсе 133 тенге за $1 пенсионные активы в долларовом эквиваленте составляли 4,2 млрд. В 2013-м при курсе 152 тенге за доллар — $33,477 млрд. После девальвации 2015 года показатель стал равен $20,3 млрд. В 2016 — $17,1 млрд. Сейчас пенсионные активы в долларах равны примерно $23 млрд.
- В 2005 году чистый инвестдоход на персональных счетах вкладчиков составлял 23,7%. На момент объединения частных НПФ в единый государственный в 2013 году показатель был равен 21%. В первый год существования ЕНПФ доходность упала до 5,2%, в 2016 составляла 13,1%. А за 9 месяцев 2018 года инвестдоход составил 7,8%.
- Доля долгосрочных инструментов в портфеле накопительной пенсионной системы до объединения в ЕНПФ составляла 15%. В 2013-м резко взлетела до 64%.
По словам Айман Турсынхан, существенная разница накоплений пенсионеров в долларовом эквиваленте 14 лет назад и сегодня — недооцененные валютные риски. Или недосмотр регулятора.
Нужен диалог
— Потому что с 2005 по 2013 год вся информация по инвестиционным, кредитным и валютным рискам по всем без исключения частным пенсионным фондам и ГНПФ регулятором отображена. Она есть на сайте Нацбанка в разделе статистики. Когда эту информацию мы пытаемся посмотреть с 2014 по 2018 годы, видим очень красноречивую заставку: согласно закону о ЕНПФ, данная информация не подлежит публикации и мониторингу. АО «ЕНПФ» не подлежит пруденциальным нормативам, — говорит эксперт.
— Нацбанк требовал от вас расчеты.
— Я их предоставила. И даже предложила обсудить совместно. Но представитель ЕНПФ никак не смог их прокомментировать. У нас состоялся диалог без каких-либо попыток кого-либо дискредитировать.
Мои расчеты были даны без прогноза на движение денежных средств. Над ним я работаю и вскоре предоставлю
В этой раздутой сенсации, случившейся из-за публикации на сайте Форбса, общественность пытаются увести от единственной ценной мысли, что все без исключения пенсионные активы сегодня неразрывно связаны с социально-экономическим развитием. И ими монопольно управляет 100% государственная организация.
Нацбанк готов судиться с экспертом, заявившим о “банкротстве” ЕНПФ
Не надо оскорбляться, что я вижу в перспективе кассовый разрыв. Он будет однозначно. Но регулятор занимает однобокую позицию, не идет навстречу и не хочет разобраться совместно. Вместо того чтобы успокоить вкладчиков, мне угрожают судом. Так любой из 10 миллионов вкладчиков вправе спросить, а будут ли деньги? И что, этот вопрос нынче подсуден?
Качество инструментария под вопросом
— В портфеле ЕНПФ есть ценные бумаги со сроками погашения в 40-х годах 21 века. То есть через 20 лет.
— Я знаю. Есть даже облигации банков второго уровня с такими сроками погашения. Например, Фортебанка — в 2037 году, «Халыка» — в 2045. И вот в таких инструментах основная доля пенсионных активов.
Возникает неопровержимое доказательство, что госдолг Казахстана оплачивается из средств ЕНПФ
Любой внешний аудитор сможет это доказать.
— Вы имеете в виду сделки по облигациям правительств разных стран?
— Да. Посмотрите, в ценные бумаги каких государств вложены средства.
— Латинская Америка, Мексика, Азербайджан опять. Что произошло с облигациями азербайджанского банка-банкрота?
— Они трансформированы в госдолг.
— Да, причем под гораздо меньшую доходность, чем изначально размещались в самом банке.
— А минфиновские бумаги? Они же 0,01% в год в тенге. А их 56%. Что касается негосударственных эмитентов, основной портфель, даже включая банки, размещен в низкорейтинговые бумаги. Либо вообще без рейтинга. Доля акций с рейтингом ААА составляет 0,01% из всех инструментов.
— От этих рейтингов, я так понимаю, прямо зависит возвратность этих денег?
— Конечно. Чем ниже рейтинг, тем выше риск невозвратности. Более того, я смотрю, среди частных эмитентов-резидентов Казахстана несколько дефолтных организаций. «Атамекен Агро», например.
Очень много еще непогашенных облигаций банков, у которых отозваны лицензии
Если посмотреть ситуацию по состоянию на 1 сентября 2018 года, там присутствуют все подряд — и Qazaq Bank, и Банк Астаны, и Тенгрибанк.
— В ЕНПФ мне сказали, что вклад в банк Астаны на сумму около 3,5 млрд тенге возвращен в ЕНПФ и банк ничего не должен.
— Помимо депозитов отдельное размещение идет в облигации. И в этих проблемных банках есть деньги пенсионеров.
3 сценария не упасть
Айман Турсынкан также прокомментировала историю и с ошибкой в ее регалиях. Миннацэкономики недавно уведомило СМИ, что она не является членом экспертного совета.
— Я являюсь членом рабочей группы по территориальному развитию Министерства национальной экономики. Подтверждающие документы об этом есть. Произошла ошибка в моих регалиях. Ошибочно вместо рабочей группы указали экспертный совет.
Суд отменил банкротство “Казахстан кагазы”, вкладчики ЕНПФ получат назад свои деньги
На своей странице в Facebook Айман Турсынкан опубликовала свое мнение о том, как управлять пенсионными активами без перспективы кассового разрыва.
— Есть три сценария. Во-первых, когда текущий портфель не наращивается, есть надежда выползти без кассовых разрывов. Но для этого нужно увеличить поступления взносов — единый совокупный платеж и обязательные пенсионные взносы фрилансеров. Плюс увеличить пенсионный возраст — оттянуть на 3-5 лет сроки по исполнению обязательств. Ну и конечно, оздоровить экономику с одновременным ростом доходов населения. Этот вариант правительство всегда ставит в последний резерв.
Во-вторых, нужно скинуть «плохие» бумаги и быть морально готовыми к краху фондового рынка и бегству капитала
В-третьих, важно в корне пересмотреть принципы управления в государстве с полным искоренением коррупции и конфликта интересов. Нужно пойти на открытый прямой диалог с вкладчиками и работать вместе над эффективностью инвестиций, безопасностью активов и увеличением накоплений граждан за счет роста благосостояния и вывода из тени фондов оплаты труда.
Но каждый из этих вариантов в первую очередь должен блокировать дальнейшее разбазаривание пенсионных накоплений в мусорные BB- и безрейтинговые дефолтные активы. Тем более, что пенсионные накопления не предназначены для выплат внешнего долга по сомнительным соглашениям нашего правительства в угоду неуправляемому квазигоссектору.