В эпоху розничного потребления, когда заказ и доставка покупки происходят день в день, потребитель ожидает такого же сервиса в финансах. Финансовые операции совершаются в данный момент, поэтому решения об их исполнении должны выполняться одновременно. Неудивительно, что пользователи Uber, Google и YouTube считают, что компании, которые предоставляют им страховку, кредит и банковскую карту, должны работать аналогично технологическим гигантам.
Технологии в финансах в последние годы меняются. Компании, которые с 2014-го начали выдавать кредиты онлайн, потеснили в технологичности банки, традиционно задававшие тренд в автоматизации. Сегодня эти компании объединились в Казахстанскую ассоциацию «Финтех» и пытаются отвоевать место под солнцем, демонстрируя ежегодный прирост объема выданных займов.
Компании онлайн-кредитования смогли активно и быстро проникнуть в сегмент, закрыв запросы и ожидания розничных клиентов, с которыми банки и микрофинансовые организации (МФО) по требованиям законодательства в работе ограничены. Однако банки и МФО по-прежнему занимают почти весь рынок кредитования, финансируя до 99% розничных и корпоративных клиентов.
Развитие технологий является приоритетом для банков и крупнейшие из них уже внедрили системы денежных переводов card2card. По оценкам экспертов ИТ-сферы, игроки онлайн-кредитования не отстают и продолжают стремительно внедрять новые технологии для автоматизации и оптимизации процесса оказания финансовых услуг. А на фоне ажиотажа вокруг криптовалют местные стартапы даже объявляют о возможности выхода на ICO[1].
Доступность и удобство вкупе с наличием смартфона в руках каждого пользователя делают финтех-сектор Казахстана весьма привлекательным и для инвесторов. На фоне продолжающегося роста на рынок приходят новые участники, преимущественно из-за рубежа. Местные игроки из сектора МФО также стараются адаптироваться к ситуации и уходить «в цифру».
По данным Первого кредитного бюро (ПКБ), рынок кредитования за последние два года продолжает расти за счет спроса на беззалоговые экспресс-займы, в том числе займы до зарплаты. Объем таких займов в 2017 году составил почти 1,5 трлн тенге, что на 400 млн тенге больше предыдущего года, тогда как автокредиты и кредиты под залог стали менее популярны среди потребителей. В принципе, онлайнкредиты восполнили запрос розницы на небольшие краткосрочные займы. Кроме того, в 2017-м увеличилась доля новых заемщиков, которые ранее не имели кредитной истории, что, по данным ПКБ, указывает на вовлечение молодого населения и обновление профиля заемщика. Очевидно, что молодые клиенты, чья кредитная история пишется с чистого листа, более технологичны в своих привычках потребления. К тому же их доходы, скорее всего, не отличаются высоким уровнем, а запросы в финансировании растут.
«Финтех-индустрия сегодня – одна из самых привлекательных отраслей для инвестиций. Продукты, которые создают компании данной отрасли, привлекают банки, страховые организации, розничный бизнес и государственные компании. Согласно четвертому ежегодному отчету KPMG и H2 Ventures «Fintech 100», в этом году наибольшее количество самых многообещающих финтех-решений наблюдается в таких областях, как кредитование, платежи и рынки капитала», – рассказывает Константин Аушев, старший менеджер группы консультирования в области ИТ KPMG.
По данным сайта Mintos, из Казахстана фондирование через этот маркетплейс получают «Кредит24» и ID Finance на краткосрочные и персональные кредиты. По условиям, опубликованным на сайте Mintos , инвестор из любой точки мира может инвестировать в кредиты от компании «Кредит24» и в евро, и в тенге. Средний размер займа составляет 100 евро сроком 30 дней. Инвестиции в евро могут принести 11% годовых, а в тенге – 21%.
По результатам исследования KMPG, финансовые институты – банки, страховые и управляющие компании – рассматривают покупку финтех-компаний как один из инструментов развития. Такие инвестиции позволяют получить доступ к готовым решениям, минуя процесс разработки. При этом только 30% опрошенных финансовых институтов, планирующих покупку или сотрудничающих с финтех-компаниями, имеют четко определенные критерии для оценки своих инвестиций, а 60% этих компаний обходятся собственными силами.
Как технологии начинают и выигрывают?
Существенная доля инвестиций в секторе финтех направляется на поддержание конкурентного преимущества сервисов – скоринговые модели оценки заемщика. За считанные минуты онлайн-оценка позволяет заемщику получить деньги на карту, не выходя из дома, с помощью ноутбука или даже смартфона. Банки теряют позиции на своем поле из-за бюрократии в технологических и транзакционных процессах, частично связанных с управлением рисками. Финтех-компании более подвижны и готовы к рискам, они занимают в этом плане более выгодную позицию. Постоянно работая над расширением критериев своих скоринговых моделей, они анализируют психометрические параметры и принимают во внимание страницы своих заемщиков в социальных сетях. Все это позволяет собирать и обрабатывать большие данные и применять инструменты Data Science[2] в своем деле, что, в конечном счете, служит снижению тех самых рисков.
С июля 2018 года в российских банках запустили единую биометрическую систему удаленной идентификации клиентов. Крупные банки в течение нескольких лет тестировали двухфакторную биометрическую модель распознавания клиентов в мобильном приложении.
Проверка клиента на подлинность проходит на основе сравнения схожести фотографии, параметров голоса (тембра), скорости произношения слов, мимики.
Риск подлога при использовании комплекса биометрик – изображение лица и образца голоса – снижается почти до нуля. Современные системы вполне способны понять, что им предъявляют – фотографию или лицо живого человека, реальный голос или его цифровую запись. Сотрудник банка вряд ли отличит близнецов, а биометрическая система сделает это легко. Ведь машина обращает внимание на то, что не бросается в глаза человеку. Например, на тембр голоса или уникальный рельеф лица.
Пока в Казахстане такие методы идентификации и аутентификации клиентов не внедрены, но включены в список стратегических задач развития КЦМР (Казахстанский центр межбанковских расчетов). По мнению главы Казахстанской ассоциации «Финтех» Ерлана Смайлова, предложение Национального банка привлечь КЦМР усложнит внедрение сервиса по созданию так называемого интернет-паспорта. Хотя именно этот сервис может стать драйвером развития финтех-сектора в самое ближайшее время. По его словам, по этой причине финтех-компании пока используют инфраструктуру мобильной связи.
Этим и объясняется присутствие в секторе операторов мобильной связи. Так, по данным исследования EY, для абонентов связи, проживающих за пределами Москвы, финансовые услуги более привлекательны, чем сам сервис связи. Дополнительными банковскими сервисами интересуются 39,5% опрошенных абонентов мобильных операторов. Все российские операторы связи уже предлагают финансовые сервисы. Например, Tele2 предоставляет клиентам доходность в 5% годовых на средства, которые хранятся на счете мобильного телефона. «Вымпелком» и МТС запустили в 2017 году микрокредитование. Мобильность позволяет операторам в партнерстве со страховыми компаниями зарабатывать на продаже полисов по страхованию техники (есть у всех операторов) до недвижимости («Вымпелком» и Tele2) и автострахования (МТС). По оценкам «Мегафон», объем финансовых услуг в салонах оператора вырос за последний год более чем в два раза. Операторы усиливают конкуренцию в финтех-секторе с традиционным и мобильным банкингом.
В Казахстане Beeline в августе 2017 года совместно с «Альфа банком» представил первую платежную карту, баланс которой привязан к остаткам на счете мобильного номера. Владелец карты может бесплатно обналичивать средства в любых банкоматах, переводы на карту других банков p2p, кэшбэк и вознаграждение на остаток.
RegTech – цифровое регулирование
Регулирование финансового сектора с развитием технологий усложняется, создавая спрос на технологические решения. Такие решения получили название RegTech (regulatory technology). Они позволяют эффективно выполнять требования регуляторов и управлять рисками. По прогнозам Thomson Reuters, объем рынка RegTech к 2020 году в мире составит более $120 млрд.
В Казахстане ситуация с регулированием финтех-сектора попала в поле обсуждения в связи с тем, что НБРК внес на рассмотрение в парламент поправки в законодательство, которые затрагивают рынок онлайн-кредитов.
Нацбанк не лицензирует, а значит, не регулирует выдачу онлайн-займов компаниями. По мнению экспертов рынка, это вызвано небольшими объемами кредитования, которые характеризуют рынок онлайн-займов по сравнению с банками и МФО.
Однако НБРК подготовил поправки в законодательство, которые предлагают ввести ограничения в 100% годовой эффективной ставки вознаграждения (ГЭСВ) на рынке онлайн-кредитования . С таким предложением не согласны в ассоциации «КазФинтех», считая, что эти меры не учитывают специфику рынка и могут привести к сворачиванию легального рынка онлайн-кредитов. На сегодня ставка кредитования составляет 1,3-2,5% в день. Поэтому компании онлайн-кредитования критикуют за такие аппетиты – дневная ставка в пересчете равняется 700% годовых. На что компании парируют – для займов сроком 30 дней (максимальный период кредитования) на сумму в среднем 40 тыс. тенге применять понятие годовой ставки некорректно. Ставка онлайн-займа с учетом бизнес-модели рынка сформирована за счет высоких расходов на организацию, краткосрочный период и малые суммы кредитования. Кроме того, интерес включает в себя стоимость фондирования для финтех-компании. Как правило, это привлеченные средства.
Если предложения Нацбанка будут приняты, то при выдаче кредита на один месяц вознаграждение кредитора не будет превышать двенадцатую часть суммы, или 8,33% в месяц, или 0,28% в день.
Если заемщик просрочил кредит, он будет обязан выплатить сумму займа плюс максимум 100% при всех комиссиях, штрафах и пенях.
Таким образом, взяв онлайн-кредит в 10 тыс. тенге, кредитору нужно вернуть максимум 20 тыс., взяв 20 – 40 тыс. и так далее. При самом негативном сценарии развития событий кредитор не сможет взыскать с должника 700-1000%.
В Казахстанской ассоциации «Финтех» опасаются последствий введения предложенных мер регулирования, приводя в пример опыт Грузии. Отрасль финансовых технологий, которая активно развивалась с 2014 по 2016 годы, в 2017-м исчезла. После введения ограничений для эффективной ставки в 100% размера максимального долга в 150% многие местные финтех-компании обанкротились, международные компании, такие как Vivus, Netcredit прекратили инвестировать в этой стране.
Игроки местного рынка выступают за регулирование рынка онлайн-кредитования с учетом экономической модели сервиса по опыту России, Швеции, США и других развитых стран, который показывает, что эффективнее ограничивать максимальный размер долга, а не годовую ставку вознаграждения. Представители крупного европейского инвестиционного фонда Emery Capital и маркетплейса Mintos, который является площадкой для привлечения инвестиций в сектор онлайн-кредитования и чьи клиенты уже вкладывают в казахстанский финтех, направили обращение в ассоциацию «КазФинтех». В своем письме они выразили беспокойство по поводу неопределенности ситуации с регулированием сектора онлайн-кредитования.
«Механизм рыночной экономики не предполагает вмешательства государства в процесс формирования цены товаров или услуг. Если государство начинает вмешиваться в рыночную экономику, это приводит к дестабилизации ситуации в отрасли и дает негативный сигнал инвесторам. Они начинают делать выбор в пользу других стран и продуктов», – говорится в письме.
Тем временем исследование Thomson Reuters по России, опубликованное в конце 2017 года, показало, что 72% опрошенных представителей банков, небанковских кредитных организаций, консультантов, поставщиков оборудования и ИТ-систем отметили важность RegTech-решений для своего бизнеса. Однако треть респондентов считает, что высокий уровень административных барьеров может стать главным препятствием развития данного направления в России, а 26% участников признали стоимость таких решений слишком высокой для реализации. Тем не менее, рынок будет вынужден преодолевать эти препятствия, так как Центральный банк РФ уже объявил RegTech приоритетным направлением развития финансовых технологий до 2020 года.
[1] Initial coin offering – первичное размещение монет новой криптовалюты для привлечения инвестиций.
[2] Наука о данных – раздел информатики, изучающий проблемы анализа, обработки и предоставления данных в цифровой форме.
Источник – National Business, автор Меруерт Куттыбайкызы.