В 2019 году в Астане и в Казани будут проведены празднества в честь 750-летия Золотой Орды: ее наследниками являются казахский и татарский народы.
«В 1227 г. умер Чингиз-хан. Дата смерти Джучи не указывается, согласно источнику XV в. «Шаджарат ал-атрак», он умер за 6 месяцев до смерти отца, т.е. в феврале 1227 г. Преемником Джучи стал его сын Бату (Батый). Им были предприняты походы на территорию Западного Дешт-и Кыпчака, в земли волжских булгар и далее на запад. В итоге семилетнего похода (1236-1242) под властью Батыя оказались земли к западу от Волги до низовий Дуная, включая Крым, Северный Кавказ, западно-кыпчакские (половецкие) степи. Вернувшись в низовья Волги, Батый основал новое монгольское государство, получившее впоследствии название Золотая Орда. В него вошли территория улуса Джучи – Восточный Дешт-и Кыпчак, т.е. степные районы Казахстана к западу от верховий Оби и Иртыша, до низовий Волги и Амударьи, часть территории Хорезма и Западной Сибири, а также вновь завоеванные земли на западе. В вассальную зависимость от Золотой Орды попали разгромленные полчищами Батыя русские княжества. Русские князья признавали зависимость от Золотой Орды, получали из рук её ханов «ярлыки на княжение», выплачивали дань, но сохраняли относительную самостоятельность. Золотая Орда была многонациональным государственным образованием. Она включала в себя множество племён и народностей, различавшихся между собой по уровню общественно-экономического развития, обладавших своеобразной культурой и обычаями. Основную массу кочевников в степях Дешт-и Кыпчака составляли тюркские племена, главным образом кыпчаки, а также канглы, карлуки, найманы и многие другие. В оседлых областях Золотой Орды жили булгары, мордва, русские, греки, черкесы, хорезмийцы и т.д. Собственно монголы составляли в ней незначительное меньшинство. К рубежу XIII-XIV вв. монголы фактически тюркизировались, население Золотой Орды стало называться этнонимом «татары».
Государственное устройство Золотой Орды следовало образцу, введенному Чингисханом. Государство считалось собственностью ханского рода Джучидов. Для решения важных государственных дел созывался курултай (общее собрание знати во главе с членами правящей династии в золотой орде). Армией, дипломатическими отношениями с другими государствами ведал беклербек. Во главе диуана (центральный орган исполнительной власти в Золотой Орде), ведавшего финансами, налогами, внутренней жизнью государства стоял визир. В города и подчинённые улусы назначались даруги и баскаки. Чьей обязанностью был сбор налогов, дани.
Наиболее важные должности занимали члены ханской семьи. Крупные нойоны: беки, эмиры. Бахадуры являлись военачальниками — темниками, тысячниками, сотниками. Золотоордынское войско делилось на правую и левую руку (или правое и левое крыло), командовали ими туменбасы (десятитысячники), мынбасы (тысячники), жузбасы (сотники), онбасы (десятники). Военные чиновники — бакаулы занимались распределением военного содержания, продовольствия, добычи и т.д. В Золотой Орде сложилась улусная система управления и владения завоёванными землями и народами. Первоначально Золотая Орда находилась в подчинении великого монгольского хана. Но к 1260 г. Монгольская империя распалась на фактически независимые улусы. Золотая Орда уже при Беркехане (1256-1266), брате Бату, стала самостоятельным государством.
Наибольшего могущества Золотая Орда достигла в первой половине XIV в., особенно при Узбек хане (1312-1342) и его преемнике хане Джаныбеке (1342-1357). Усилие власти ханов нашло свое выражение в прекращении созыва курултаев и в некоторой централизации власти. В 1312 г. Узбек-хан объявил ислам государственной религией Золотой Орды. Монгольское завоевание сопровождалось разрушением производительных сил. Монгольское нашествие и господство разрушили экономическую основу развития устойчивого хозяйства Семиречья и Южного Казахстана, замедлили и дестабилизировали процессы объединения этих районов. Оно вызвало определённый регресс в социально-экономическом строе завоёванных стран, в том числе и в Казахстане. В общественных отношениях закрепились самые отсталые формы, вплоть до рабовладельческого уклада. Наряду с катастрофическими последствиями, имело и некоторые положительные стороны.
Монгольские власти стимулировали развитие торговли, международных связей, ввели повсеместно систему почтовой и ямской службы. Были установлены торговые и культурные связи между прежде далёкими народами. По территориям улусов двигались торговые караваны, дипломатические миссии, путешественники отправлялись в дальние края и привозили в Европу сведения о далёких странах и народах ранее не ведомой Азии. Монголы привнесли в степь идею централизованной власти, объединили прежде неорганизованные племена. Уровень общественного и культурного развития населения Золотой Орды был различным. У кочевого населения господствовали полу патриархальные, полуфеодальные отношения, в оседло-земледельческих — феодальные. Положение народа было тяжелым, так как он находился под двойным гнетом. Население платило налоги хану и местным феодалам. Первоначально доходы, поступившие от скотоводов и земледельцев, шли в ханскую казну. Крестьяне-земледельцы платили налог натурой за обрабатываемые ими участки («колан»), а крестьяне-кочевники платили налог «копчур». Ортакши, т.е. группы крестьян, совместно обрабатывающие землю, кроме платы налога занимались возделыванием земли в пользу феодалов. Население несло трудовые повинности (строительство и ремонт, вьючные перевозки и т.д.).
Золотая Орда имела огромное значение в истории народов Евразии, оказав влияние на: — становление государственности во многих регионах; — усиление связи монголо-тюрко-славянских культур; — закат эпохи Золотой Орды и начало новой истории на Евразийском континенте; — прекращение длительных междоусобиц и завершение процесса объединения Руси, а также и Китая; — стимулирование монгольскими властями развития торговли, международных связей, введения повсеместно системы почтовой службы; — установление торговых и культурных связей между прежде далекими народами; — закрепление по территории улусов торговых караванов, дипломатических миссий; путешественники отправлялись в далекие края и привозили в Европу сведения о странах и народах ранее неведомой Азии; — привнесение монголами в степь идеи центральной власти, объединение прежде неорганизованных племен; — использование норм социальной организации и форм государственности в ханствах, возникших на территории Казахстана в послемонгольскую эпоху. И высшей точкой развития, и началом кризиса кочевников, видимо, была Золотая Орда в эпоху своего расцвета.
Затем начинается ее агония: ханы Орды беспрерывно воюют между собой, разоряют жилища соседей, угоняют к себе скот и людей. Устав от бесконечных распрей, целые роды во главе со своими князьями уходят в более спокойные города. Немало золотоордынских мурз переселились в Москву, Тверь, Смоленск, дав начало новым фамилиям: Чаадаевым, Тимирязевым, Тургеневым и т.д. Тысячи кочевников уходили на Кавказ, в Египет, Иран и оставались там уже навечно. Система кочевого ведения хозяйства, целого образа жизни стала испытывать сильнейший надлом. И наиболее ярким проявлением этого кризиса были бесконечные войны самих кочевников — Тимура с Тохтамышем, Тимура с Баязидом, Ногая с Токтаем. Это был явный кризис системы государственной организации и хозяйственной жизни кочевников. Распад некогда могущественной Золотой Орды привел к созданию новых государств как оседлых, так и кочевых народов. В XV-ХVI вв., например, происходит становление Казахского и несколько позже Ойрато-Джунгарских ханств — последними и наиболее мощными государствами исчезающей цивилизации кочевников. Образовавшиеся после распада Золотой Орды на ее территории Крымское, Казанское, Сибирское, Астраханское ханства не ладили между собой, а позже сами пали под ударами усилившихся соседей».
Таким образом, «Улус Джучи превратился в обширное государство — Золотую Орду. Золотая Орда простиралась на востоке от Иртыша до Балхаша, на западе — от Черного моря до Дуная. Батый, сын Джучи, внук Чингисхана покорил на западе Венгрию и Польшу, а на юге — большую часть Кавказа (1236-1256). После Батыя хан Берке (1257-1266), Мунке Темир (1266-1280), Туда Мунке (1280-1287), Толе- Бука, (1287-1291), Токты (1291-1312), Узбек (1312-1342), Жанибек (1342- 1351) по силе своих возможностей расширили владения Золотой Орды и укрепили ее могущество.
Население восточной части Золотой Орды, приведенное в подданство копьем и мечом, было довольно пестрым. Оно исповедовало ислам, христианство, тенгрианство и другие религии, пользовалось уйгурской письменностью. Государственным же языком был чагатайский. В столице Золотой Орды — Берке, в городах Бату, Ургенче, Хорезме, Сыганаке получили развитие гуманитарные науки, литература и прикладное искусство. Ученые изучали труды аль-Фараби, Авиценны, Бируни, Сыганаки, Бакыргани, также проводили собственные исследования. Они продвигали науку дальше, а писатели, поэты оставили богатейшее духовное наследие: «Киссасу-л-анбия» Рабгузи, «Кисса Жусуп» Али, «Гулистан» Сайф Сарая, «Бустан» Саади, «Жум-Жума» Хусама Катиба, «Хосров и Ширин» Кутиба, «Ташшукнама», «Салнама» Сейдахмета, «Юсуф и Зулейха» Дурбека и мн. др. Этнический состав населения Золотой Орды был также неоднородным, в силу этого многообразными были уклады хозяйственно-культурных типов общества.
В степной части государства, в Дешт-и-Кипчаке, проживали тюркоязычные племена: кипчаки, аргыны, коныраты, кереи, уаки, канглы, найманы и др. Занимались они в основном скотоводством. Причины, приведшие к ослаблению и падению Золотой Орды, кроются в следующих факторах: первое — сепаратизм, возникший из этнической неоднородности; второе — непрекращающаяся борьба за власть в великосветских кругах общества; третье — усиление внешних враждебных сил».
«Верховным правителем Орды был хан, избираемый курултаем (собором монгольской знати) среди потомков хана Батыя. Должность премьер-министра занимал также этнический монгол, известный как «князь князей» или беклербек (бек над беками). Министры назывались визирями. Местные губернаторы или баскаки отвечали за взимание дани и погашение народного недовольства. Чины, как правило, не делились на военные и гражданские. Орда развивалась как оседлая, а не кочевая культура, и Сарай со временем становится густонаселенным и процветающим городом. В начале четырнадцатого века столица переехала в Сарай-Берке (с тюрк. Дворец Берке), расположенный значительно выше по течению, и стала одним из крупнейших городов средневекового мира с населением, оцененным Британской энциклопедией в 600 000 человек.
Несмотря на усилия Руси по обращению в свою веру населения Сарая, монголы придерживались своих традиционных языческих убеждений, пока хан Узбек (1312-1341) не принял ислам как государственную религию. По сообщениям, в Сарае были убиты русские правители — Михаил Черниговский и Михаил Тверской — за их отказ поклоняться языческим идолам, но ханы были в целом веротерпимыми и даже освобождали Русскую православную церковь от налогов. Орда собирала дань со своих подчиненных народов — русских, армян, грузин и крымских греков. Территории христиан считались периферийными областями и не представляли интереса, пока продолжали платить дань. Эти зависимые государства никогда не входили в состав Орды, и русские правители довольно скоро даже получили привилегию ездить по княжествам и собирать дань для ханов. Чтобы сохранить контроль над Русью, татарские военачальники проводили регулярные карательные набеги на русские княжества (самые опасные в 1252, 1293 и 1382 годах). Существует точка зрения, широко распространенная Львом Гумилевым, что Орда и русские заключили союз для обороны от фанатичных тевтонских рыцарей и языческих литовцев. Исследователи указывают на то, что на монгольском дворе часто появлялись русские князья, в частности, Федор Черный, Ярославский князь, который хвастался своим улусом около Сарая, и Новгородский князь Александр Невский, побратим предшественника Батыя, Сартака-хана. Хотя Новгород никогда не признавал господство Орды, монголы поддерживали новгородцев в Ледовом побоище.
Сарай вел активную торговлю с торговыми центрами Генуи на Черноморском побережье — Сурож (Солдайя или Судак), Каффа и Тана (Азак или Азов). Также давними торговыми партнерами хана и союзниками в Средиземном море были мамлюки Египта.
После смерти Батыя в 1255 году процветание его империи продолжалось целый век, вплоть до убийства Джанибека в 1357 году. Белая Орда и Синяя Орда были фактически объединены в единое государство братом Батыя Берке. В 1280-х годах власть была узурпирована Ногаем, ханом, который проводил политику христианских союзов. Воинское влияние Орды достигло своего пика во время правления Узбек-хана (1312-1341), чья армия превысила 300 000 воинов.
Их политика в отношении Руси заключалась в постоянном перезаключении альянсов, чтобы удерживать Русь слабой и разделенной. В четырнадцатом веке подъем Литвы в Северо-Восточной Европе стал вызовом татарскому контролю над Русью. Таким образом, Узбек-хан начал поддерживать Москву как главное русское государство. Ивану I Калите присвоено звание великого князя и дано право собирать налоги с других российских держав.
«Черная смерть» — пандемия бубонной чумы 1340-х годов была основным фактором, способствующим возможному падению Золотой Орды. После убийства Джанибека империя оказалась втянута в долгую гражданскую войну, продолжавшуюся все следующее десятилетие, в среднем у власти оказывалось по одному новому хану в год. К 1380-м годам Хорезм, Астрахань и Московия попытались вырваться из власти Орды, а нижняя часть Днепра была присоединена Литвой и Польшей.
Мамай мырза, который формально не был на троне, попытался восстановить татарскую власть над Русью. Его армия потерпела поражение от Дмитрия Донского в битве под Куликовым во второй победе над татарами. Мамай вскоре потерял власть, а в 1378 году Тохтамыш, потомок Орды-хана и правитель Белой Орды, вторгся и аннексировал территорию Синей Орды, ненадолго установив доминирование Золотой Орды на этих землях. В 1382 году он наказал Москву за неповиновение.
Смертельный удар орде нанес Тамерлан, который в 1391 году уничтожил армию Тохтамыша, уничтожил столицу, разграбил крымские торговые центры и забрал самых искусных мастеров в свою столицу в Самарканде.
В первые десятилетия пятнадцатого века власть принадлежала Идегею, визирю, который разгромил Витаутаса из Литвы в великой битве при Ворскле и превратил Ногайскую Орду в свою личную миссию.
В 1440-х годах Орда снова была разрушена гражданской войной. На этот раз она распалась на восемь отдельных ханств: Сибирское ханство, Касимское ханство, Казанское ханство, Астраханское ханство, Казахское ханство, Узбекское ханство и Крымское ханство, разделившие последний остаток Золотой Орды.
Ни одно из этих новых ханств не было сильнее, чем Московская Русь, которая к 1480 году окончательно освободилась от татарского контроля. В конечном итоге русские захватили все эти ханства, начиная с Казани и Астрахани в 1550-х годах. К концу века Сибирское ханство также было частью России, а потомки его правящих ханов пошли на русскую службу.
В 1475 году Крымское ханство подчинилосьОсманской империи, и к 1502 году та же участь постигла то, что осталось от Великой Орды. Крымские татары учиняли хаос на юге Руси в течение шестнадцатого и начала семнадцатого веков, но ни победить ее, ни взять Москву так и не смогли. Под Османской защитой Крымское ханство находилось до тех пор, пока Екатерина Великая не присоединила его 8 апреля 1783 года. Оно просуществовало дольше, чем все государства-преемники Золотой Орды».
Доктор исторических наук, руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН (ИРИ РАН), главный научный сотрудник ИРИ РАН Вадим Трепавлов дает следующую оценку Золотой Орде и ее влиянию на Русь и его народ: «О влиянии Орды на Московскую Русь написано уже много. Это своеобразная монархическая государственность с абсолютной властью верховного правителя, чего не было в Европе. Если до монгольского нашествия во всех крупных русских городах существовали вечевые собрания и выборные должности, то при ордынском владычестве русские элиты встроились в номенклатуру Монгольской империи, сверху донизу пронизанную «ярлычной» инвеститурой.
Что это означает? То, что на любую должность вышестоящий правитель выдавал ярлык — своего рода лицензию на власть. В этих условиях не оставалось места для народного самоуправления. Так постепенно закладывались основы русского самодержавия. Кстати, и в организации военного дела московские князья очень много позаимствовали у ордынских ханов. Другим наследием ордынского владычества был подчиненный статус всех подданных по отношению к верховному правителю. Как ни парадоксально, но это наиболее ярко проявилось уже после ордынской власти, когда московский князь стал верховным повелителем для всех слоев русского общества. Древний термин «холоп» получил новое значение, став в том числе калькой с тюркского слова «кул» (раб) — так называли себя подданные ордынских ханов, обращаясь к ним с просьбами.
А в культуре? В русской культуре существует множество тюркских заимствований в языке, в одежде и даже в кулинарии. Особенно это касается допетровского периода нашей истории. Здесь Русь уместно сравнить с Испанией, где обширное мавританское влияние существенно обогатило культуру».
Далее этот российский историк дает весьма интересную оценку политике московских князей и жизнеспособности Крымского и Казахского ханств, которые смогли просуществовать до ХҮІІІ-ХІХ вв., по сравнению с другими наследниками некогда мощного золотордынского государства. «Во-первых, это результат умелой политики московских князей, которые смогли нейтрализовать конкурентов среди русских князей и сконцентрировать под своей властью огромные ресурсы. Во-вторых, опираясь на служилое сословие (будущее дворянство), московские князья постепенно консолидировали вокруг себя большинство русских княжеств и в итоге подчинили себе разрозненные ханства, оставшиеся после распада Золотой Орды. Исключениями стали Крымское и Казахское ханства, сохранившиеся до XVIII-XIX веков».
Фото: altyn-orda.kz