Руководство Индии стремится упрочить лидерство в Южной Азии и стать важным паназиатским игроком. Но при этом у нее возникают трудности при продвижении проектов южноазиатского регионального взаимодействия. Что ей мешает уверенно идти к цели? В северном направлении ее сдерживают Китай и Пакистан, с южной стороны у нее сложились специфические взаимоотношения с небольшими странами, стремящимися не попасть в зависимость от нее. Поэтому ей интересен Центрально-Азиатский регион, в котором она будет пытаться существенно нарастить свое присутствие. Вступив четыре года назад в ШОС, Индия получила значительные возможности для расширения своего влияния на регион через многостороннее сотрудничество и реализацию совместных проектов. Также Индия имеет диалоговую площадку со странами ЦА, из-за чего она считает, что может быть здесь важным игроком и что она будет иметь вес в Центральной Азии и на пространстве ШОС.
В настоящее время Индия в основном сотрудничает с центральноазиатскими странами в развитии инфраструктурного коридора «Север-Юг», который предназначен для наращивания ее торговых отношений и инвестирования в Афганистан, ЦА, Россию и Европу. Сейчас по этому пути продукция из Индии идет по морю в Иран, затем оттуда через Азербайджан попадает в РФ и Европу. В будущем проект должен связать Индию с Турцией, странами ЦА и сетью транссибирских железных дорог «Восток-Запад», благодаря этому у нее будет доступ к европейским и китайским рынкам.
Центральноазиатские республики интересны Дели с точки зрения их энергетических ресурсов и залежей урана. Индийские власти стремятся обеспечить свою энергобезопасность и уменьшить высокую зависимость от нефти, получаемой из арабских стран, закупая ее у Африки, США и других государств. Поэтому ей так важен доступ к энергоресурсам ЦА. Для нее важен Туркменистан с его природным газом и планируемым газопроводом Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, который бы ежегодно обеспечивал ее 33 миллиардами куб. м газа.
Ей интересны наша страна и Узбекистан со своим ураном, необходимым ей в атомной отрасли. Три года назад Дели и Ташкент подписали длительный контракт на поставку урана. Сейчас между странами ведется активный диалог о том, чтобы заключить соглашение, касающееся свободной торговли. С 2014 года 80% импортируемого Индией урана идет с Казахстана, и поэтому ей интересны наши урановые месторождения, к которым она хочет получить доступ. Также ее в Центрально-Азиатском регионе привлекают месторождения золота, серебра, алюминия и других полезных ископаемых, особенно в этом плане ее интересует Кыргызстан.
Таджикистан по большому счету с экономической точки зрения ей не так важен, но страна находится в центре региона, есть общая граница с Афганистаном, геостратегическая полоса земли, граничащая с КНР и Кашмиром, поэтому у Дели она вызывает особый стратегический интерес. И из-за этого в Таджикистане появилась авиабаза Фархор, которая является единственной военной базой Индии за пределами ее границ. В общей сложности индийские бизнесмены мало инвестируют средств в ЦА, но ситуация может измениться после того, как будут решены транспортно-коммуникационные вопросы. Сегодня Индия активно лоббирует и участвует, наряду с западными компаниями, в строительстве железной дороги Мазари-Шариф – Герат через территорию Афганистана и Ирана, которая откроет ей дверь в центральноазиатские страны и таким образом предоставит возможность всем интересующимся выйти на рынки соседних государств и регионов.
Как себя геополитически поведет Индия в среднесрочной перспективе трудно сказать, но на данный момент она активно участвует в реализации транспортных проектов, запущенных США в целях переориентации стран Центральной Азии с российского и китайского вектора в южном направлении. Тревожным сигналом может стать для нас и перманентный пограничный конфликт между Китаем и Индией, который может быть перенесен в Таджикистан, или усиление экономического соперничества в том же Узбекистане. Так или иначе, с приходом Дели в регион политическая обстановка будет становиться только еще более турбулентной, а ведущие державы будут стремиться установить собственную гегемонию любыми методами. Территория бывших советских среднеазиатских республик не должна стать полигоном подобных разбирательств и единственный способ обезопасить себя – является укрепление ОДКБ и ЕАЭС в качестве военно-политического блока, способного противостоять любым внешним угрозам.
Турар Каримов, политический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: zen.yandex.ru