Сотрудники Комитета госдоходов Министерства финансов отрапортовали на этой неделе о перевыполнении плана по налогам и распространили через свою пресс-службу победную реляцию. В казну государства за прошедший год поступило почти восемь триллионов тенге, что превысило план аж на два процента.
«По итогам 2018 года годовой план по налоговым поступлениям госбюджета исполнен на 101,9 процента. При плане 7 741,2 миллиарда тенге фактически поступило 7 890 миллиардов. В том числе по налоговым поступлениям республиканского бюджета поступило 5 694,9 миллиарда тенге, по налоговым поступлениям местного бюджета – 2 195,1 миллиарда тенге», – говорится в сообщении налоговиков.
По мнению чиновников, таких высот они смогли добиться только благодаря усовершенствованию системы налогового и таможенного администрирования. Подобный успех связан напрямую с работой национальной системы прослеживаемости товаров от импорта и производства до конечной реализации. Эта электронная система под названием ИС “АСТАНА-1” смогла обработать в короткие сроки 850 тысяч таможенных деклараций.
Ведомство сейчас активно занято переводом отечественных производителей табачной продукции на цифровые знаки. Такой же проект запускается и в отношении лекарственных средств. Кроме этого сотрудниками Комитета госдоходов запущена в промышленную эксплуатацию Система управления рисками, которая направлена на выявлены рисков нарушения налогового и таможенного законодательства.
Однако эти радужные заявления не разделяет экономический обозреватель Талгат Хамзин, который объясняет рост налоговых поступлений увеличением объемов добычи нефти и экспорта подорожавшего сырья, а также удешевлением тенге и критически относится к победам в сфере таможенного администрирования.
«Основные налоговые сборы поступили от отечественных нефтедобывающих компаний с западных регионов страны и это связано с увеличением объемов добытой нефти и ростом цен на нашу экспортную продукцию – в первую очередь на газ, нефть, металлы, руды и пшеницу. Компании-экспортеры оплатили налоги подешевевшей за 2018 год национальной валютой. В этом надо видеть причину роста налогов, который оказался более чем скромным на фоне увеличения экспорта сырья», – считает экономист.
По поводу таможенных сборов, то их доход мог быть еще больше если бы не разночтения в статистике и декларациях между импортерами и экспортёрами на границе КНР и Казахстана, а также скандалом, разразившимся в результате обнародования исследования фонда Transparency Kazakhstan, который показал расхождения по экспортно-импортным операциям на многие миллиарды долларов.
Фото: DailyNews.kz