Ему рукоплещет Европа, его нарекли казахским Моцартом, на его выступления билеты продаются за несколько месяцев вперед, а на родине он пока известен лишь узкому кругу любителей классической музыки – 365info.kz.
Рахат-Би Абдысагин заявил о своей незаурядности в 10 лет: он начал сочинять музыку, мелос и гармонии, которые были оценены маститыми композиторами. Однако не только музыкой славится наш композитор и блестящий пианист.
В философии и математике Рахат-Би находит удивительно гармоничные параллели с обретшими слушателя звуками своих произведений. А их у него более 100, изданных в Москве и нашедших исполнителей в десятках стран мира.
19-летний музыкант, чей график расписан буквально по минутам, нашел возможность прийти в нашу студию и дать интервью.
Язык самовыражения
— За всю историю современного Казахстана вы второй человек, который получает столь высокие звания. Первой была Бибигуль Тулегенова, которую нарекли «Казахским соловьем», а теперь у нас есть казахский Моцарт. Скажите, почему вы, молодой человек, вдруг занимаетесь классической музыкой? Почему не шоу-бизнесом?
— У каждого из нас есть четыре фундаментальные и основополагающие функции: потребление, познание, созидание и создание. В зависимости от того, какая группа из этих функций доминирует в сознании, формируется исходная система ценностей, которая ведет его по жизни.
У меня с самых малых лет огромное желание творить, создавать и созидать.
Я помню, что рисовал и шил мягкие игрушки в надежде, что они когда-нибудь оживут. А музыка стала частью меня
Это та призма, через которую я воспринимаю мир. Это язык моего самовыражения. Ибо музыка – это не только искусство в высшей степени абстрактности, но и искусство, приводящее в божественную вибрацию струны Вселенной.
В особенности это относится к классической музыке, которая проникает в самые потаенные уголки человеческого сознания.
Она исцеляет наши души и мысли, тем самым исцеляя и очищая нас самих
Герман Гессе в своей книге «Степной волк» написал одну фразу, которая меня поразила. Я не ручаюсь за точность цитаты, но звучит примерно так: «Если нужно было бы написать одно слово, которые было бы таким же символичным и значило бы так много, как слова «солнце», «вселенная» или «мироздание», слово абсолютного света, я написал бы слово, состоящее из шести букв: «Моцарт».
Отражение времени
— Неужто вам никогда не хотелось написать какой-нибудь попсовый шлягер, который распевала бы вся наша страна?
— На самом деле все зависит от того, что мне хочется выразить. Возможно, когда-нибудь для выражения своих мыслей жанр песни будет для меня оптимальным. На данный момент я считаю, что свое мировоззрение лучшим способом могу выразить через богатую палитру симфонического оркестра классической музыки.
Любой вид искусства отражает эволюцию человечества, а вот классическое искусство и классическая музыка являются зеркалом развития цивилизации, великой сокровищницей.
— Весьма сложно дать определение жанрам, в которых вы работаете.
— Сейчас мы живем в век неимоверно огромных скоростей. И уникальность нашего времени в том, что старые формы, которые отражали мировоззрение прошлого, себя исчерпали. Фуги уже не могут выразить сложность современного мира, а новые жанры, которые отражали бы именно наш век, еще находятся в процессе кристаллизации. Это одна из причин, по которой непросто определить жанр произведений.
— У вас в сутках сколько времени?
— Я думаю, как у всех, 24 часа.
— Нет, я в это не верю. Видимо, вам где-то еще оттуда добавляется, ведь вы уже успели столько всего создать! Когда вы могли столько узнать?
— В современной физике есть гипотеза, что время – это величайшая иллюзия из когда-либо созданных человечеством. Например, у Творца нет времени. Также и классическое искусство, которое вечно. Это же память всего человечества.
На самом деле я никогда не задумывался над вашим вопросом. Я просто живу в своем времени, в своей системе координат. Может все мои знания и умения — это отражение нашего времени? Мы знаем, что Вселенная расширяется с ускорением, это относится и к человеческой цивилизации.
Сильнее времени и страха
— Сколько времени вы проводили за инструментом, будучи учеником музыкальной школы? В 13 лет вы стали студентом консерватории, в 17 — магистрантом, в 18 лет — докторантом Accademia Nazionale di Santa Cecilia в Риме.
— Этот вопрос аналогичен такому: вы знаете, сколько раз вы дышите? Даже если бы я очень постарался, наверное не сосчитал. Музыка в моем сознании звучит всегда — 25 часов в сутки, 8 дней в неделю.
— Да, как композитор вы не можете без этого жить. А технику когда вы нарабатывали?
— Я думаю, она нарабатывается постоянно. Самое главное, чтобы было четкое представление, что делать. Для меня первый этап разбора партитуры — в целом осознать музыку, постичь ее и приблизиться к замыслу автора. А вот когда в голове сложилась ясная структура, пальцы «понимают» четкие команды, дальше остается все практиковать.
— Ваша «Воля к жизни» — произведение для фортепиано и симфонического оркестра. Вы посвятили его 70-летию победы в Великой отечественной войне, 550-летию Казахского ханства. Еще чему?
— Юбилею ассамблеи народа Казахстана. В «Воле к жизни» отражены те эпохальные события, которые отмечались в год написания произведения. А
основным лейтмотивом является утверждение, что воля к жизни сильнее страха
В целом, говоря о своем творчестве, думаю, что
концепция моих произведений базируется на таких фундаментальных явлениях, как биение сердца, тишина и тиканье часов
Биение сердца – это музыка жизни, вот эта вот самая воля к жизни. Тишина – это музыка пространства. А тиканье часов – это музыка времени. Я написал «Бег времени» для симфонического оркестра, мировая премьера которого состоялась в мае в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Шостаковича. Лейтмотивом «Бега» стало следующее изречение:
«Люди говорят, что время проходит. А время говорит, что проходят люди»
Счастье в нас самих
— А к «Жилищу Бога» вы не боялись прикасаться? При всей вашей одаренности вы простой смертный, при этом позволяете прикоснуться к божественному. Где вы поймали момент, когда вам кто-то сказал: «Можешь, соприкасайся, расскажи людям»? Откуда это пришло к вам?
— Думаю, что любой творец, художник, когда впервые берет кисть и делает первые движения на холсте, уже прикасается к чему-то вечному, божественному. В моем случае название выбрано неслучайно, и вдохновлено оно было таким изречением: «Думаем, что Бог видит сверху, а он нас знает изнутри». Идея в том, что
истинным жилищем Бога является музыка. Причем музыка возвышенная и абстрактная
Для того чтобы приблизиться к осознанию сущности творца, нужно понять, что счастье заключено в нас самих. Мы счастливы, потому что живем. Нужно лишь отречься от оков условности и перестать бояться собственной тени.
Главное — самоустремленность
— Вы знаете несколько языков — казахский, русский, английский, итальянский и испанский. Когда вы на все это находите время?
— Если перед человеком будет стоять цель или необходимость, он всегда найдет время. И, как говорится,
чем сильнее человек занят, тем больше он успевает, тем сильнее самоконтроль
и тем больше у него организован тот отрезок времени, который называется сутками. К примеру, я сейчас обучаюсь в римской академии Santa Cecilia по высшей образовательной программе, докторантура по-нашему. Это самая престижная в мире академия, основанная в 1585 году Папой Римским.
Обучение проходит на шести языках, основной — итальянский. Если профессор читает лекцию о французской музыке, для минимизации искажения преподаватель переходит на французский. Если же он читает о нововенцах, Лахенмане, немецких композиторах, переходит на немецкий. Говоря о новой сложности Фёрнихоу, профессор переходит на английский язык. Ну а испанские, латинские выражения и крылатые фразы фигурируют всегда.
Все, кто учится со мною за одной партой, это уже зрелые состоявшиеся композиторы, средний возраст которых 35-40 лет.
Навстречу своей мечте
— По накопленному опыту и мастерству вам уже лет 40, не меньше. А если говорить о состоявшемся композиторе, не нам давать такую оценку. Она уже дана вам в лучших концертных залах всего мира. Что будет дальше? К каким жанрам и формам вы тяготеете? Что вы видите для себя в перспективе?
— Самое главное, чтобы человек четко ставил перед собой цели, понимал, чего он хочет достичь, и дальше совершенствовался. Я люблю приводить пример с часовыми механизмами. Мы все знаем, что они состоят из множества деталей, и какими бы совершенными и прекрасными эти детали не были, они деталями ведь и остаются.
Нужен часовщик, который соберет их воедино и грамотно настроит. Только тогда они становятся единым полноценным функционирующим механизмом. Также и со знаниями. Конечно, прекрасно иметь богатый багаж знаний, но фундаментальным является то, что
невостребованные знания превращаются в лишний груз, психологическую тяжесть, которая со временем разрушает целостность личности
Поэтому каждый человек, подобный часовщику, должен отбирать и собирать знания в зависимости от своих потребностей, цели, и уже после этого смело лететь на встречу своей мечте.
— Это благодаря родителям вы научились сызмальства все систематизировать?
— Возможно. Мои родители педагоги, и конечно, это имеет большое значение.
— Знаете, я бы ваше творчество сравнил с гениальностью Курмангазы. Вот эта экспрессия, натянутая тетива, безоглядная степь. А ваш романтизм – это Абай. Вы чувствуете себя потомком этих великих людей?
— Как говорил Ньютон, если я далеко вижу, значит я стою на плечах у гигантов.
Домбра может сотворить Вселенную
— Вы написали «Вперед к солнечному свету» для скрипки и симфонического оркестра. Каким образом вы познавали этот инструмент, чтобы не написать лишних нот, которых нет на скрипке?
— Когда мне было девять лет, я поставил перед собой цель написать сольное произведение для каждого инструмента оркестра, чтобы понять его сущность. Каждый инструмент по-своему уникален и по-своему автономен. В симфоническом оркестре все инструменты должны создать картину целостности, при этом каждый из них должен играть в удобном для себя диапазоне, где он покажет себя лучше всего.
— Да, это можно написать. Но скрипач скажет: «Это невозможно сыграть».
— Я думаю, самое главное – это слуховой опыт, ну и наследие прошлого — учебники и книги Римского-Корсакова, Чулаки, Пистона. Важно анализировать партитуры не только великих композиторов прошлого, но и современных. Те же Capricci Сальватора Шаррино или секвенции Берио. Это дает прекрасный опыт понимания инструмента.
— Вы не пробовали становиться за дирижерский пульт?
— В целом я знаю некоторые азы, основные техники дирижирования и координации инструментов. Но пока у меня, к сожалению, не было такого опыта работы.
— Возможно, мы будем иметь в вашем лице еще и великолепного дирижера, но будет очень жаль, если мы лишимся вас как пианиста. Обычно люди останавливаются на одном инструменте. Но вдруг вы и на домбре начнете играть, продолжите дело великого Курмангазы.
— Домбра – это инструмент, который, наверное, лучше всего дисциплинирует мышление композитора
Этот инструмент учит композитора из минимума выжать абсолютный максимум. Из двух струн сотворить целую Вселенную. А говоря о фортепиано как об инструменте, я бы сказал, что это самый простой инструмент, чтобы начать, но самый сложный, чтобы довести до совершенства.
О Рахате-Би Абдысагине
Композитор и пианист. Магистр искусствоведческих наук. Автор более 100 классических музыкальных произведений. Лауреат государственной молодежной премии «Дарын», обладатель почетного знака межпарламентской ассамблеи СНГ за заслуги в развитии культуры и искусства.
Член ассоциации лауреатов международного конкурса им. П. И. Чайковского, победитель национального проекта «100 новых лиц Казахстана».
Автор книги «Математика и современная музыка» (написал в 14 лет!).
Его произведения сегодня звучат в крупнейших залах Чехии, Италии, Австрии, Словении, Франции, Англии, Южной Кореи, Германии, Испании, Турции, России, Румынии, Египта, Иордании, Китая и США.