Политолог Данияр Ашимбаев поделился своим мнением о том, кто уйдет в отставку и кого есть неплохие шансы сохранить свои кресла после выборов президента. Соответствующий пост об этом он опубликовал у себя на странице в Facebook, передает NUR.KZ.
«Вот и закончились внеочередные выборы президента. Как известно, после выборов и инаугурации вновь избранного президента в отставку уходят руководитель администрации президента, управляющий делами президента, руководители КНБ, СВР «Сырбар», Службы госохраны и АДГСПК, а также 17 акимов (3 города и 14 областей).
Председатель КНБ назначается (или переназначается) с согласия Сената, акимы – по согласованию с маслихатами.
Председатели Счетного комитета, ЦИК, Нацбанка, генпрокурор, уполномоченный по правам человека, как назначаемые на определенный срок, под «электоральную ротацию» не подпадают.
Госсекретарь, секретарь СБ, замы АП и других структур, ответственные секретари сохраняют свои полномочия.
В соответствии с конституционными поправками, принятыми в марте 2017 г., правительство слагает свои полномочия не перед вновь избранным президентом, а перед новым составом Мажилиса.
Это теория. Политическая традиция более пестрая: иногда после выборов Назарбаев проводил крупные ротации, а иногда сохранял всех при своих должностях. Единственное, что он никогда не привязывал смену правительства к электоральному циклу – ни к президентскому, ни к парламентскому. После выборов и автоматической отставки премьеры всегда сохраняли свою должность и уходили в отставку тогда, когда президент считал необходимым.
Но ныне президент другой и, понятно, что политическая традиция при нем будет формироваться под него. Даже с учетом того, что над политической системой парит в своем новом статусе первый президент, не забывающий подчеркнуть при каждом удобном поводе свои полномочия. Исходя из этих политико-правовых реалий вопрос грядущих изменений приобретает особую пикантность.
Судя по отдельным признакам, борьба за некоторые кресла уже началась. На нынешних их обладателей начинается поток кулуарных доносов, жалоб и открытой критики. В кулуарах обсуждается, кто и куда мог бы пойти или сесть. Естественно, кое-кого нужно менять – и из руководителей центральных органов, и среди акимского корпуса. Вопрос в том, что Токаев с момента принесения присяги провел точечные замены – руководителя АП, управделами, госсекретаря, ряд ответсеков и заместителей министров.
В массе же своей высшее чиновничество назначено Нурсултаном Назарбаевым, и задача Касым-Жомарта Токаева как нового президента провести его переназначение или смену, с тем чтобы оно понимало, перед кем ответственно и к кому должно быть лояльно. Но есть нюанс – с момента подписания указа ответственность за нового назначенца, за его работу, достижения и провалы будет нести сам Токаев. Чисто «токаевских» назначенцев пока не так много: помощник президента Мурат Нуртлеуов, начальник канцелярии президента Нурлан Онжанов, заведующий Центром внешней политики Сатыбалды Буршаков.
Токаев не торопится менять всех подряд: выдвинув Сагинтаева руководителем АП и Тажина госсекретарем, президент создал собственную систему сдержек из людей Назарбаева.
Политически ему и не выгодно проводить ротации ради ротации: с одной стороны, ему нужно тщательно изучить кадры, известные ему ранее как коллеги, а теперь как подчиненные, а с другой – иметь возможность для политического маневра.
Последний тезис нужно пояснить. Первое – если ранее назначенный руководитель с обязанностями справляется, то менять его смысла нет, он, по сути прикрывает тыл президента.
Второе – если действующий чиновник не тянет, то пожертвовать им можно при наступлении необходимости, к тому же «косяки» будут относится к прежнему президентству.
Третье – вопрос адекватной замены: снять с должности легко, гораздо сложнее подобрать замену – лояльную и компетентную. Все прекрасно помнят, что некоторые крупные вроде бы госчины при первой же оказии бегали просить помощи и поддержки у первого президента. А еще больше тех, кто старается в принципе не делать ничего дабы не заполучить критики или уголовного дела в свой адрес. Сохранность и чистота кармы, конечно, хороши, только толку мало.
Идеальный чиновник для страны – тот, который хорошо знает свою сферу деятельности, умеет принимать решения, контролировать их исполнение, самостоятельно отстаивать свою позицию в СМИ, парламенте, перед президентом и его администрацией. К таковым на данный момент можно отнести многих – значительная часть правительства во главе с премьером Аскаром Маминым, многие акимы, глава Нацбанка Досаев, некоторые силовики и ряд других руководителей.
Убирать нужно тех, кто не только не тянет, но и перекладывает решение порученных вопросов и создаваемых вокруг себя проблем на плечи руководства.
Касым-Жомарт Токаев уже обозначил тезис о том, что правительство в отставку не уходит, но «точечные» рокировки будут.
Неплохие шансы сохранить свое кресло у всех трех вице-премьеров – Смаилова, Касымбека и Абдыкаликовой. Вряд ли встанет вопрос о замене Бердибека Сапарбаева на посту министра труда и социальной защиты населения: уж больно сложное место сейчас. Достаточно энергично взялся за МВД Ерлан Тургумбаев. Сапархан Омаров на посту главы Минсельхоза – человек с одной стороны новый, а с другой – может, многострадальной отрасли и нужен кандидат со стороны.
Предшественники выстраивали сложные управленческие схемы, а о результатах как-то забывали. Министр энергетики Канат Бозумбаев – очевидный кандидат на повышение, но поскольку все подходящие позиции заняты, и на своем месте смотрится он вполне себе неплохо. Хотя, думаю, не против выделить экологию в отдельное ведомство: слишком уж скандальная тема. Но – надо отдать ему должное – за последние годы он прошел сильный прессинг и смог сохранить позиции.
В принципе, большинство министров уже прошли через огонь, воду и медные трубы и, с учетом отраслевой специфики, не ко всем креслам выстраивается очередь претендентов. А некоторым, наоборот давно прочат повышение – в АП и в акимский корпус.
В последние годы неоднократно «сватали» на повышение Арыстанбека Мухамедиулы: и в вице-премьеры, и в администрацию президента. Не ушел, остался. В министрах он 6-й год, что для этой сферы само по себе достижение.
Интересно, что в кулуарах на место министра культуры и спорта называются две фигуры – аким одного из регионов, который после выборов, как ожидается, расстанется со своим креслом, а также крупный бизнесмен, имеющий тесное отношение к ряду спортивных федераций. Конечно, кресло главы МКС – весьма лакомый кусочек: и с точки зрения имиджа и общественной значимости, и с точки зрения контроля различных ресурсов, фронт работ простирается от спорта по кино.
Кинопроизводство в Казахстане сегодня активно развивается. Ежегодно в кинотеатрах демонстрируется все больше отечественных фильмов. В 2018 году фильм Эмира Байгазина «Река», получил приз за лучшую режиссуру Венецианского кинофестиваля.
В этом году картина Фархата Шарипова «Тренинг личностного роста» – получила Гран-при на Московском международном кинофестивале. Фильм «Амре» – получил приз «Global Grand Jury Prize» на голливудском кинофестивале.
Сегодня планируются совместные кинопроекты с США и Испанией, есть инсайт, что один из эпизодов блокбастера «Форсаж-9» будет снят в столице Казахстана, вся киногруппа приезжает сюда на месяц для съемок фильма.
Казахстанские работы исправно занимают высокие призы на национальных и международных фестивалях (причем зарубежная премия ценится выше – успех Димаша Кудайбергена, Данэлии Тулешовой и Самал Еслямовой – хорошее тому подтверждение). Мало какая другая отрасль может похвастаться наличием таких достижений, особенно на международной арене.
Конечно, никто не спорит, управленцы-менеджеры на госслужбы нужны, да и иные акимы с хорошим опытом могут руководить разными отраслями, но, лично мне кажется, что здравоохранением должен руководить врач, обороной – кадровый военный, наукой – ученый, образованием – педагог, внешней политикой – дипломат, а культурой – человек из сферы искусства».
Фото: nur.kz