В Алматы акции поминовения событий декабря 1986 и 2011 года стали трибуной для праволиберальных и прозападных сил. Так на площади Республика у монумента Независимости выступили сначала Жанболат Мамай от создаваемой Демократической партии, а потом уже по традиции развернули плакаты активисты движения «Оян, Казахстан».
Примечательно, что многие казахстанские СМИ осветили именно этот митинг из 50-ти человек, хотя тут же в 300 метрах у монумента жертвам Желтоксана шел другой митинг, где было более 100 человек, но он такого освещения не получил. Митинг в Нур-Султане состоялся возле монумента жертвам голода 1932-1933 годов на пересечении проспектов Абая и Республики, но активисты были в основном сразу задержаны.
В Алматы все было несколько иначе, так как сторонники Мамая и активисты «Оян, Казахстан» на площади Республики спокойно проводили акцию. Особенно активничали члены движения «Оян, Казахстан», которые заявили о необходимости проведения скорейших политических реформ в сторону установления парламентской системы и обеспечения сменяемости власти.
Ояновцы скандировали лозунги Навального, позаимствованные еще с митингов 2012 года: «Бостандык», «Мы здесь власть», «Народ здесь власть» и «Оян, казак!». Лидер этого объединения Димаш Альжанов заявил, что «Казахстану в срочном порядке нужны перемены», и констатировал, что «тех, кто хоть как-то пытается помочь своей стране, репрессируют». Правда, из его молодежного прозападного движения пока никого еще не репрессировали, и его самого постоянно обходят стороной аресты и повестки.
По сути, возле монумента Независимости активисты продолжали презентовать свою либеральную политическую программу на фоне видео и фотокамер официальных СМИ и ситуацию идиллии испортила лишь та сотня протестующих, которая подошла толпой от монумента жертвам декабрьских событий. После их прихода ситуация радикализировалась, так как присутствующие стали скандировать «Шал – кет!» («Старик уходи!»), а затем попытались все вместе устроить шествие.
Только после этого начались задержания. В общей сложности, по мнению журналистов, полицейскими было задержано и доставлено в местные РОВД около сорока человек и, точное количество сейчас уточняется. В других регионах также состоялись поминальные мероприятия, но крупных задержаний не наблюдалось, хотя в том же Уральске еще за 3 дня до этой даты были случае превентивных арестов.
Как и в прошлые дни каких-то крупных беспорядков не произошло и власти научились эффективно купировать данные протесты, зная о дате, месте и времени их проведения, проводя задержания наиболее известных активистов и лидеров еще в их квартирах или на подходах к площадям и центральным улицам. Но бросилось в глаза два обстоятельства. Во-первых, это размежевание среди участников акций на сторонников Жанболата Мамая и «Оян, Казахстан», с одной стороны, и на сторонников Демократического Выбора Казахстана и Мухтара Аблязова, с другой.
Они в Алматы даже изначально собирались и проводили свои мероприятия отдельно и только после того, как активисты ДВК пришли к монументу Независимости и сагитировали остальных пройтись единой колонной, начались задержания. Это говорит о том, что властям удалось на время размежевать участников протестных акций и выставить вместо ДВК и Аблязова некий эрзац заменитель в лице молодых либералов и национал-патриотов.
Во-вторых, становится очевидным, что митинги подобного рода, особенно к памятным датам, стали трибуной для организаторов национал-патриотической Демократической партии в лице Жанболата Мамая, Толегена Жукеева и Рыспека Сарсенбаева, а также для вездесущего прозападного праволиберального молодежного объединения «Оян, Казахстан» и его лидера Димаша Альжанова. Этим они пытаются навязать свою либеральную и национал-демократическую программу, а с другой стороны вытеснить на задний план другие группы, и в первую очередь, сторонников ДВК.
Если активисты ДВК просто используют общедемократическую риторику, не утруждая себя конкретикой, и среди них есть люди совершенно разных взглядов от левых до правых, то представители разрешенной Демократической партии и «Оян, Казахстан», обласканные в посольстве США и в западных фондах, уже активно внедряют собственную политическую повестку.
Они выдают простое увеличение роли парламента за демократические преобразования, историческое прошлое называют периодом сплошного «голодомора», а в деле внешней ориентации страны единственной альтернативой представляют США и ЕС. В чем тогда их отличие от движения «Жана Казахстан» Амиржана Косанова, которое так бесславно распустилось?
Этот факт внедрения новой прозападной праволиберальной и националистической оппозиции, которой дают трибуну и зеленый свет на всех площадках и официальных СМИ, настораживает, так как сверху происходит сознательный селекционный отбор в пользу тех политических образований, которые во время предстоящих парламентских выборов и в течение ближайших пяти лет будут воспитывать из молодежи соответствующие новые кадры.
Они-то, как раз не прочь будут устраивать массовые выступления в рамках той линии, которая будет им задаваться группировками, не заинтересованными в интеграции и разделяющими прозападную и национал-либеральную идеологию. В этом и состоит главная опасность, ведь данные митинги, выводят наверх те группы и движения, которые способны превратиться в ближайшие годы в политические партии и силы, действующие в интересах Запада.
Тагир Баиров
Фото: kaztag.info