Националистическое движение Казахстана постепенно набирает силу. Так называемые новые патриоты активно атакуют все, что может быть связано с Советским Союзом и Россией. На этот раз объектом их преследования стал герой Великой Отечественной войны генерал Иван Васильевич Панфилов. При этом официальная власть делает вид, что ничего не происходит
На днях вхожий в акимат (администрацию) Алма-Атинской области историк по образованию Кали Ибраимжанов выступил с инициативой переименования одного из районов Алма-Атинской области, носящего имя легендарного генерала.
“Если бы к желанию народа прислушались и название района было переименовано, мы смогли бы избавиться от отголосков тоталитарного строя Советского Союза, и это стало бы величайшим счастьем в преддверии 30-летия независимости страны”,
– сказал он по этому поводу.
Надо сказать, что это не первая подобная инициатива. И называющий себя историком Кали Ибраимжанов далеко не единственный “новый патриот”, ратующий за “Казахстан для казахов”, без всего советского и тем более русского.
В то же время имя генерала Панфилова, как одно из наиболее громких геройских и при этом неказахских имен, подвергается атакам националистов также не в первый раз. Не далее как пару лет назад группа таких же, как Ибраимжанов, общественных активистов выступала с предложением переименовать алма-атинский парк имени 28 героев-панфиловцев. Характерно то, что в казахстанском обществе уже достаточно немало сочувствующих подобного рода деятелям.
Очевидно, что Казахстан стал страной, в которой одновременно существуют три параллельные реальности. Первая – официальная, в которой декларируется единство народа Казахстана, дружественные отношения и стратегическое партнерство с Россией, участие в ЕАЭС, ОДКБ, ШОС и, что немаловажно, сохранение памяти о героях Великой Отечественной войны.
Вторая – тоже официальная. Ее выразил в своей статье, опубликованной на одном из порталов, министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди:
“В условиях возросшей обеспокоенности по поводу антидемократических тенденций во всем мире важно то, что Казахстан действительно стремится к демократизации и политическим реформам, а это означает, что мы остаемся надежным партнером для США, Европейского союза и более широкого международного сообщества”,
— заявил чиновник.
И третья – неофициальная, именуемая новой волной патриотизма. В ней последние тренды, во многом совпадающие со второй официальной и ориентированные в противоположную сторону от первой. Вознесение казахов над всеми остальными (кроме Запада, который воспринимается в качестве союзника и благодетеля), ненависть к соседям, стремление уничтожить все, что составляет основу дружбы народов, осквернение священной памяти, фальсификация летописи и переворачивание исторических фактов с ног на голову.
И эта волна в последнее время набирает силу, вовлекая все больше и больше сторонников. От них потом за версту несет оголтелым нацизмом и даже фашизмом, основанном прежде всего на активно культивируемой русофобии. Собственно, новый патриотизм по большому счету в ней и заключается.
Смену русских названий городов, районов, сел и улиц новые патриоты воспринимают не иначе как этапами своих побед. И, вдохновляясь ими, берутся штурмовать очередные высоты. Ратуют за то, чтобы вырвать из людских сердец память о героическом военном и созидательном мирном советском прошлом, побуждая людей отказаться от всего, что так или иначе о нем напоминает. За снос памятников, переписку учебников истории, изменение советских традиций и отказ от советских праздников. За то, чтобы все напрочь забыли, что когда-то в Казахстане, как и во всей былой большой стране, существовало бесплатное образование и медицина, не было беспризорников и попрошаек на улицах, расцветали наука, культура и искусство. Что по индустриальному потенциалу республика входила в пятерку сильнейших во всей Азии.