Мы продолжаем разговор с Маратом Молдабековым, председателем объединения «Профсоюз работников науки», который ответил на вопросы «Эха Казахстана» о ситуации в профсоюзном движении страны и о процедурах коллективных трудовых соглашений.
– Э.К. Во время принятия закона «О профсоюзах» в 2014-м году ряд экспертов выступали с его критикой и указывали на возможность окончательной монополизации профсоюзного поля в руках ФПРК. И действительно, несколько сот локальных и отдельных профсоюзных организаций перестали существовать, так как они были закрыты по суду, как и Конфедерация Независимых профсоюзов Республики Казахстан. Не наступило ли время приступить к реформированию этого закона, тем более к этому призывало наше правительство Международная организация труда?
– М.М. Это было связано с тем, что монополизм Федерации существовал на протяжении многих лет до появления в начале 2000 годов Казахстанской конфедерации профсоюзов, Конфедерации независимых профсоюзов. Создание двух последних объединений профсоюзов происходило в непростых условиях, так как все существовавшие профсоюзные организации входили в ФПРК, а работодатели и чиновники всячески поддерживали такое положение, в силу устоявшейся привычки и уверенности в проявлении полной лояльности руководства Федерации к ним и органам власти. Нужно сказать, что и в настоящее время Федерация находится на особом счету у властей разного уровня, можно сказать в привилегированном положении, так как ее руководителями становятся назначенные сверху крупные чиновники из власти.
Действительно, несколько сот профсоюзов, в основном, регионального уровня были ликвидированы решениями судов из-за того, что не смогли соответствовать требованиям нового закона о профсоюзах 2014 года как по численности, так и по охвату более половины регионов и необходимости вхождения в отраслевые профсоюзы, то есть оказались в жестких рамках нового закона, хотя Конвенции МОТ №№ 87 и 98 такие жесткие условия отметают.
Вместе с тем нужно сказать, что включение профсоюзных организаций в отраслевые создают им необходимые условия «достучаться» до чиновников отраслевого уровня. В противном случае, как показал опыт в реалиях нашей страны, свободные профсоюзные организации на предприятиях, которые не входят в отраслевые, «варятся» в своем соку. Как правило, они становятся легкой добычей работодателей, становясь таким образом «карманными». Поэтому отраслевой принцип создания профсоюзов имеет свою положительную сторону, а отраслевых профсоюзов в отрасли могут быть и несколько, то есть выбор имеется.
– Э.К. Какова сейчас роль коллективных договоров в трудовых отношениях после принятия Трудового Кодекса и место в процессе их заключения профсоюзов? Ранее на многих предприятиях это во многом были формальные документы, где переписывались положения трудового законодательства.
– М.М. Каждый день нам приходится договариваться с окружающими нас людьми по многим вопросам и это является эффективным способом, нежели создавать вокруг себя конфликтную ситуацию. Так и роль коллективных договоров на предприятиях имеет большое значение между взаимоотношениями работодателей (собственников) и работников, способствуя взаимопониманию их интересов. Надо понимать, что кроме интересов каждой стороны, на первый взгляд взаимоисключающих, у них есть и общий интерес – эффективная работа предприятия, дающего прибыль работодателю и заработную плату работникам. Поэтому соблюсти приемлемое соотношение между этими экономическими показателями и безопасные условия труда – в этом заключается главная задача коллективных договоров. Такой подход дает возможность обеим сторонам коллективного договора путем переговоров найти этот баланс и избежать «трясучку» на предприятии – единственного источника реализации их интересов. Поэтому противостояние сторон может проявляться только на время переговоров и нахождения баланса интересов, а после заключения договора обе стороны должны неукоснительно соблюдать достигнутый баланс.
Что касается позиции действующего законодательства по данному вопросу, то, например, «Кодекс РК об административных правонарушениях» (ст.97) предусматривает штрафные санкции в размере 400 МРП (более миллиона тенге) за уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора. Такая же мера ответственности предусмотрена за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, невыполнения или нарушения обязательства по коллективному договору. Более того, Трудовым кодексом (ст.23, п.2, п.п.8) предусмотрено, что обязанностью работодателя является ведение переговоров и заключение коллективного договора, то есть он должен позаботиться о том, чтобы коллективный договор на предприятии был заключен. Как видно, такое положение Трудового кодекса сильно облегчает положение профсоюзной организации на предприятии по заключению коллективного договора. В целом, действующее законодательство по этому вопросу имеет стимулирующую направленность для заключения коллективного договора.
Проблемы при заключении коллективного договора, в основном, проявляются, как правило, по отдельным пунктам его содержания, так как каждая сторона отстаивает свои интересы. Нередки случаи, когда представители работодателя обставляют сторону работников, так как на их стороне выступают главные специалисты предприятия со своими аргументами, а на стороне работников – зачастую только эмоции. Поэтому представители работников должны подготовиться для аргументированного отстаивания своих предложений, грамотно выстроив свою тактику поведения на переговорах. Только тогда можно будет провести в коллективный договор все или большинство своих предложений.
– Э.К. В Казахстане с 90-х годов принимаются национальные, отраслевые и региональные соглашения между властями, работодателями и профсоюзами, но многие отмечают их формальный характер. Есть ли свет в конце туннеля?
– М.М. Генеральное, отраслевые и региональные соглашения являются, своего рода, проводниками для прямой и обратной связи между профсоюзными организациями и уполномоченными органами власти, имеющими право принимать решения, то есть у профсоюзов появляется прямой выход на соответствующий уровень власти, что является необходимым условием для эффективного отстаивания профсоюзами интересов работников. Можно согласиться, что и здесь проявляется формализм, который вносится подписывающими сторонами, в том числе и профсоюзами по субъективным причинам.
Что касается Генерального соглашения, то здесь, можно сказать, лед тронулся. Еще в начале текущего года Казахстанская конфедерация труда направила предложения Президенту РК по реформированию социального партнерства, вплоть до принятия закона о социальном партнерстве. Это вызвало создание рабочей группы для рассмотрения таких вопросов, как разработка нового Положения о Республиканской трехсторонней комиссии и дальнейшего его утверждения на законодательном уровне (Указом Президента РК). Также предлагается обязательное включение членов РТК в состав рабочих групп Парламента РК при рассмотрении нормативных правовых актов по социально-трудовым вопросам. Кроме этого, впервые представителями трех республиканских объединений профсоюзов разработан проект Генерального соглашения на 2021-2023 годы, направленный в Минтруд РК. Данный проект выгодно отличается от действующего Генерального соглашения своей постановкой и формулировкой конкретных социально-экономических вопросов и задач. Так что свет в конце туннеля уже проглядывается.
Однако, в целом, можно сказать, что и сегодня профсоюзы Казахстана недостаточно активны на сцене общественных инициатив, что во многом зависит от зрелости и состояния гражданского общества, так как профсоюзы – часть гражданского общества.