Известный казахстанский политолог Максим Казначеев ответил на вопросы «Эха Казахстана», прокомментировав возможность отставки правительства и досрочных парламентских выборов, которые могут состояться осенью-зимой этого года.
– Э.К. Как Вы считаете, возможна ли отставка правительства перед парламентскими выборами?
– М.К. Акорда может пойти на отставку правительства перед выборами с целью разрядки общественно-политического напряжения в стране. Тем более, что правительство в любом случае будет слагать полномочия перед новым Мажилисом.
Проблема только в том, что эта отставка никак не повлияет на ситуацию в стране. Наиболее одиозных фигур Токаев уже убрал из правительства – и это ни к чему не привело. Любому новому министру необходимо около полугода только на то, чтобы выстроить работу на новом месте, но в условиях кризиса результаты нужны уже «здесь и сейчас».
В новом правительстве силовой блок останется в сфере кадровых решений Совета безопасности, то есть, Нурсултана Назарбаева, а социально-экономический будет утверждаться депутатами нового Мажилиса на основе представляемых отраслевых программ развития. Существует риск, что новый состав кабинета министров будет слушать Токаева еще меньше, чем нынешний.
Единственный безусловный плюс от нового правительства для Токаева – возможность переложить ответственность за социально-экономические проблемы на других внутриэлитных игроков, и частично дистанцироваться от нарастающего социального негатива.
– Э.К. Способны ли нынешние кадровые перестановки и продление карантина исправить ситуацию с дальнейшим распространением пандемии в стране, ставшей уже общественно-политической проблемой? Или мы можем столкнуться с кризисом государственного управления к концу года?
– М.К. С кризисом государственного управления мы уже столкнулись – об этом свидетельствуют противоречивые решения разных уровней и органов власти по проведению карантинных мероприятий. Складывается впечатление, что «правая рука не знает, что делает левая». Другой индикатор кризиса управления – саботирование распоряжений президента Токаева, в частности, о возможности использовать пенсионные накопления.
Кадровые назначения больше похожи на действия «пожарной команды», но они не позволяют преодолеть провалы системной работы, которая должна была проводится годами и десятилетиями. Это и коммерциализация системы здравоохранения, и развал системы образования и науки, деиндустриализация, и многое другое.
Эпидемия стала отличным стресс-тестом, и «политическое наследие» эпохи Нурсултана Назарбаева его не прошло. Чиновники с удивлением обнаруживают для себя, что сами стратегические цели развития Казахстана в период 1991-2019 годов были определены неправильно. И теперь стоит вопрос – кто за это будет нести ответственность?
– Э.К. Не являются ли на Ваш взгляд события в городе Сатпаеве Карагандинской области проявлением недовольства проводимыми мерами и признаком общего социального напряжения в обществе?
– М.К. Безусловно, население взвинчено бесконечными продлениями карантина, и в этой ситуации любой эксцесс способен спровоцировать массовые беспорядки. Попросту говоря, в условиях карантина много праздношатающейся молодежи, которой нечем больше заняться, кроме как провоцировать и участвовать в конфликтах. Обращу внимание еще на один нюанс – за период карантина выросло число тяжких преступлений, по сравнению с таким же периодом прошлого года. А рост девиантного поведения – это самый яркий индикатор роста социальной напряженности.
Свое общее недовольство действиями власти толпа вымещает на представителях правоохранительных органов – как мы это увидели в Сатпаеве, в Шорнаке. Вносит вклад и общий низкий уровень доверия правоохранительным органам, постоянные подозрения в коррупционности их действий или даже коррупционного бездействия, попустительства преступникам.
– Э.К. В период сложной эпидемиологической обстановки, которая может сохраниться тяжелой вплоть до конца года, пройдут ли парламентские выборы в срок? И не существует ли угроза, что выборы могут стать катализатором протестных настроений?
– М.К. Парламентские выборы должны пройти до весны 2021 года. Соответственно, мы можем ожидать досрочной парламентской кампании осенью – зимой 2020 года. Проведение выборов осенью выгодно тем, что внимание всех геополитических игроков будет приковано к США, и Казахстаном никто интересоваться не будет. Косвенным признаком досрочных выборов является завершение процедуры праймериз в партии власти «Нур Отан» – 3 октября.
Представляется, что праймериз в «Нур Отане» плавно перетекут в досрочную парламентскую кампанию – то есть, приблизительно в ноябре текущего года. В противном случае не совсем понятно, зачем было организовывать праймериз за полгода до конституционного срока проведения парламентских выборов.
Безусловно, проведение выборов спровоцирует рост гражданской активности – по аналогии с президентскими выборами прошлого года. Массовые акции могут быть более радикальными ввиду общего психологического напряжения, скопившегося из-за карантина. Тем более, что в условиях эпидемии власти вряд ли пойдут на разрешение проведения митингов – все они скорее всего будут несанкционированными, и поэтому будут жестко подавляться силовиками.
– Э.К. Насколько разрекламированный праймериз способен обновить и вдохнуть жизнь в правящую партию?
– М.К. Праймериз не нацелен на обновление партии власти, поскольку подведение итогов будет обеспечиваться аппаратом партии – то есть, победят те, кто «должен» победить. Это – просто политтехнологический прием привлечения внимания населения к предстоящим парламентским выборам. В ходе праймериз будут выявлены либо внедрены в информационное поле новые лица власти – шоумены, спортсмены, модные блогеры и т.п. В самом партийном списке «Нур Отана» они будут использованы для создания так называемого «паровоза» – это известный политтехнологический прием, используемый для привлечения внимания обывателя известными фигурами в партийном списке.
Но после подведения итогов голосования из списка кандидатов на партийном съезде будет сформирован совсем другой список – уже депутатский. И большинства раскрученных медийных фигур в нем не будет.
– Э.К. Как Вы думаете, есть ли шанс возвращения Дариги Нурсултановны в публичную политику через выборы по партийным спискам Нур-Отана?
– М.К. Да, такой шаг власти исключать нельзя. Хотя статус депутата Мажилиса несопоставим с прежним постом спикера Сената. Наиболее сильным ходом могло бы стать ее избрание спикером Мажилиса. В таком случае ее уже нельзя будет убрать с этого поста простым распоряжением президента – потребуется роспуск всей нижней палаты и проведение новых парламентских выборов.
Такой шаг делал бы Даригу Назарбаеву ключевой фигурой при назначении следующего премьер-министра и формально сбалансировал бы элиту. Но для этого необходимо сначала пройти процедуру праймериз и попасть в партийный список «Нур Отана». Без санкции лидера партии – Нурсултана Назарбаева, – это невозможно. Во многом предстоящие парламентские выборы будут определяющими для ее политической карьеры.
– Э.К. Пройдут ли выборы всё с тем же набором партий или можно ожидать сюрпризов с появлением новых партий? И кто из существующих партийных образований будет играть роль «оппозиции»?
– М.К. Если выборы будут проходить досрочно, то появления новых партий уже не будет. В оставшиеся три – четыре месяца невозможно обеспечить прохождение необходимых регистрационных процедур и одновременно информационную «раскрутку» новых брендов и партийных лидеров.
Если выборы по тем или иным причинам будет решено проводить в конституционные сроки, то с использованием административного ресурса можно успеть зарегистрировать два – три новых партийных бренда. Вопрос в том, стоит ли это делать? Ведь они, будучи провластными, будут дробить электорат партии власти.
Роль радикальной оппозиции в предстоящих выборах будет играть ОСДП. А все остальные партии второго уровня – «Ак жол», КНПК, «Ауыл», «Бирлик», – будут пытаться преодолеть семипроцентный барьер и получить возможность сформировать свои фракции. Они же в результате формирования парламентских групп будут определять, кто возьмет на себя функции парламентской оппозиции.
Фото: azattyq.org