Известный казахстанский политолог Максим Казначеев согласился ответить на вопросы «Эхо Казахстана», прокомментировав наиболее важные события и политические процессы последнего периода.
– Э.К. Отставка Имангали Тасмагамбетова с поста посла Казахстана в России. Означает ли это полный уход его с политической сцены или он может вернуться в виде уже руководителя собственной партии?
– М.К. В данной ситуации выбор остается за самим Имангали Тасмагамбетовым. Будучи одной из самых узнаваемых фигур в казахстанской политической элите, он может использовать ситуацию для активного продвижения собственного политического проекта. Он имеет для этого все необходимые ресурсы: организационные, финансовые, информационные. Пользуется поддержкой западноказахстанских региональных элит.
В свое время его переход на позицию посла в России был использован для минимизации возможного влияния на процесс транзита власти в стране. Однако обязательства Тасмагамбетова перед Нурсултаном Назарбаевым не переносятся автоматически на Касым-Жомарта Токаева. А потому сейчас Тасмагамбетов свободен в своем выборе дальнейшей деятельности, в том числе и политической.
Для Акорды был бы более выгодным полный уход Тасмагамбетова – например, в крупный бизнес. В таком случае он постепенно бы терял показатели узнаваемости и доверия электората и в среднесрочной перспективе (через полтора – два года) уже не представлял политической угрозы для Токаева. Я не исключаю, что команда нового президента может предпринять закулисные переговоры с Тасмагамбетовым на предмет отказа от дальнейшей политической карьеры в обмен на контроль над какой-нибудь крупной национальной компанией.
– Э.К. С чем Вы связываете недавние перестановки в государственном аппарате и, в частности, приход на пост заместителя руководителя администрации президента Маулена Ашимбаева?
– М.К. В отличие от Дархана Калетаева, Маулен Ашимбаев в большей степени кабинетный стратег. Дархан Калетаев – мастер интриги, преимущественно неформальный посредник между различными политическими кланами. Стили работы этих чиновников кардинально различаются. Замена одного на другого показывает нам, какой сегмент в работе президентской администрации Токаев желал бы усилить.
Очевидно, что нового президента не устраивает качество стратегического планирования в работе администрации. Токаев опасается чрезмерного погружения в конкуренцию внутриэлитных групп – в таком случае у него может не хватить авторитета для выполнения арбитражных функций. И потому он благоразумно оставляет это направление работы за «библиотекой» – тем более, что и так обязан согласовывать кадровую политику с экс-президентом.
В целом, особенностью кадровых решений Токаева во втором полугодии стало назначение преимущественно технических фигур, ранее не замеченных в активной политической деятельности, отчасти технократов. И здесь мы видим уже вторую проблему, о которой уже неоднократно говорил сам Токаев, низкую дисциплину исполнения поручений президента. Новые назначения являются попыткой преодолеть инерцию бюрократического аппарата.
– Э.К. Можно ли сказать, что в стране на сегодняшний момент существует несколько центров власти и усиливается конкуренция в чиновничьей среде?
– М.К. Да, начавшийся транзит власти вызвал глубинную трансформацию в бюрократической элите. Мы уже имеем дело с двумя центрами принятия политических решений. А после предстоящих парламентских выборов к президентской администрации и «библиотеке» прибавятся еще парламент и правительство.
Высшая бюрократия уже сейчас испытывает дезориентацию – не совсем понятно, чье слово решающее президента или елбасы. И никакие мантры официальных пропагандистов этого факта не отменят.
По мере аккумулирования властного потенциала у второго президента будет увеличиваться давление со стороны других ключевых политических игроков на Нурсултана Назарбаева, поскольку он продолжает выполнять арбитражные функции в элите. Его будут подталкивать к конфликту с Токаевым.
– Э.К. Возможны ли в первой половине наступающего года внеочередные парламентские выборы? Насколько велики шансы их проведения?
– М.К. Внешние экономические условия (рост цен на основной казахстанский экспорт – нефть, металлы, зерно) благоприятствуют проведению парламентской избирательной кампании. У Акорды есть резерв, который можно использовать для решения социальных вопросов, предпринять некоторые популистские шаги – например, списание потребительских и ипотечных кредитов малоимущим слоям населения. Кроме того, по сложившейся за последние 15 лет традиции парламентские выборы не принято проводить в конституционные сроки.
Однако второй президент может ее нарушить и провести парламентские выборы в 2021 году. Дело в том, что партийный список партии власти будет утверждаться Елбасы, и интересы второго президента могут быть не учтены, либо учтены не в полной мере. Может сложится ситуация, при которой Токаеву придется опираться в новом парламенте не на партию власти, а на парламентскую оппозицию.
Именно поэтому в последние месяцы развернулась активная дискуссия о перспективах реформирования партийного пространства. Значимость контроля над парламентом следующего созыва очень велика – ведь фактически депутаты будут определять кадровый состав социально-экономического блока правительства. Токаеву принципиально важно контролировать блокирующее количество депутатов – не дать «Нур Отану» конституционного большинства. Но для этого нужно провести в нижнюю палату достаточное количество своих представителей.
И наоборот – поддержание контроля над конституционным большинством позволяет конкурентам Токаева удерживать его на коротком поводке, сохранять угрозу импичмента. А потому им выгодно проведение досрочных выборов сейчас – пока Токаев не завершил работу по подготовке своих политических партий, не оформил свои границы влияния в сегменте представительной ветви власти, то есть, в парламенте и маслихатах.
Определение сроков проведения парламентских выборов, а также формирование партийных списков покажут нам реальный баланс сил в элите на текущий момент – то, какой из центров власти преобладает в стране.
– Э.К. По Вашему мнению, предложенные реформы в НСОД, в частности, в деле внесения изменений в законы «О митингах», «О партиях» и декриминализации статьи УК «О клевете» способны ли реально либерализовать политическую систему в стране?
– М.К. Предложенные изменения нацелены на достижение имиджевых целей власти и не затрагивают сути, основных принципов функционирования политической системы. И это вполне объяснимо – главной ценностью президентского поста в Казахстане как раз и является практически неограниченный набор властных полномочий. А потому ни один потенциальный преемник Назарбаева, в том числе и Токаев, не пойдет на целенаправленное сокращение этих рычагов, этих политических возможностей.
Токаев идет на некоторое косметическое смягчение политического режима в тактических целях.
Во-первых, ему необходимо сформировать позитивный политический имидж как внутри страны, так и для внешних наблюдателей. Во-вторых, определенная либерализация политической системы позволяет ему обойти жесткие ограничения в его собственной деятельности, накладываемые изменившимся статусом Совета безопасности РК. Он получает возможность аргументировать свои шаги перед экс-президентом общественным запросом на реформы. В-третьих, через механизм политического диалога он пытается взаимодействовать с другими политическими игроками – и таким образом пытается предложить себя как приемлемую для них арбитражную фигуру в обход экс-президента. Попросту говоря, пытается консолидировать вокруг себя часть элиты, недовольную прежним президентом.
То есть, мы видим использование механизмов общественного диалога для достижения определенных политических целей. Но сохранится ли этот тренд после достижения Токаевым своих целей? Скорее всего нет.
– Э.К. Какие политические события уходящего года Вы бы выделили в качестве наиболее важных?
– М.К. Уходящий год прошел под знаком начала транзита верховной власти в стране. Это событие по степени значимости выйдет даже за рамки 2019 года и определит политическую жизнь в стране на 3 – 4 года вперед. С ним связаны и проведение досрочных президентских выборов, и шаги нового президента по выстраиванию новых правил игры – курсу на «открытое государство», началу работы Национального совета общественного доверия (фактически, эрзац-замене «нуротановского» парламента).
Новый президент пытается выжить в жесткой конкуренции с более крупными политическими тяжеловесами – пока при поддержке Нурсултана Назарбаева. Но градус напряжения в элите продолжает расти, и пока Касым-Жомарт Токаев не в состоянии управлять этими процессами.
Фото: news.liga.net