Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым в новогодней речи было заявлено о значительном повышении государственных пособий для многодетных семей, которое было подано как результат проведения властями страны социально ориентированной политики. Однако у общественных деятелей и активистов движения многодетных матерей новые пособия вызвали лишь новые вопросы.
В Казахстане с нового года начались выплаты государственного пособия для многодетных семей, в размерах кратных к МРП – от 42,5 тысяч до 74 тысяч тенге, дифференцированных в зависимости от численности детей в семье. Причем, семьи в которых меньше четырех детей не будут получать данного пособия, а для тех, у кого более семи детей пособие увеличиваться уже не будет и останется на уровне 74 тысяч тенге.
Размер государственного пособия является дифференцированным, то есть, на каждого ребенка будет в среднем выходить 10 тысяч 625 тенге. Кроме того, повысятся единовременные выплаты при рождении ребенка. При рождении первого, второго и третьего ребенка разовая выплата составит 38 МРП, то есть, 100 тысяч 738 тенге.
Увеличение пособий стало результатом массовых протестов многодетных матерей, которые охватили все города Казахстана после гибели в пожаре пятерых детей в Астане в феврале прошлого года. Митинги и выступления были также спровоцированы заявлениями министра труда и социального обеспечения Мадины Абылкасымовой о том, что пособие в 10 тысяч тенге на всех детей является значительным, и что «если посчитать за все годы, в Казахстане матери получают несколько миллионов тенге».
Ирина Ким, одна из деятелей движения многодетных матерей из Алматы прокомментировала этот новый закон о повышении государственных пособий, ответив на ряд вопросов «Эха Казахстана».
– Э.К. Насколько размер госпособия на каждого ребенка, который составляет в среднем в 10 тысяч 625 тенге отражает социально-экономическую реальность? Улучшит ли это положение многодетных семей?
– И.К. Закон абсолютно нежизнеспособный, ущемляет права детей и многодетных семей у которых более семи детей. Так как по этому новому закону 10 тысяч с небольшим тенге на одного ребенка, но не более 70-ти тысяч на одну семью. А получается у кого восемь, десять, двенадцать детей, есть и такие семьи, что им делать? В основном это представители коренной национальности и они остаются за бортом. Опять идет разделение и сегрегация семей по количеству детей, когда самые многодетные оказываются обделенными.
Ко всему у нас «замечательное» законодательство в котором прописано, что как только в семье остается меньше четырех несовершеннолетних, то получается, что пособие уже не платится на оставшихся. Такая семья попросту перестает считаться многодетной.
– Э.К. Сообщается, что адресная социальная помощь (АСП) останется для малообеспеченных. Но каковы теперь будут критерии для ее выдачи, если многим отказывали в выдаче или предлагали создавать ИП для работы?
– И.К. В рамках нового формата получения АСП приведет к тому, что еще меньше людей смогут его получать. В частности, семьи с одним и двумя детьми, а также матери одиночке получить адресную помощь будет нереально. Плюс ко всему, когда ребенку три года исполняется, мать должна трудоустроиться, а условия для этого государством не созданы. Чиновники не учитывают, что дети ходят в школу и их надо встречать и провожать. Если их много и разные смены, то опять весь день мама только и делает, что ходит в школу и обратно. Работая, она это не может сделать. Рабочие места предлагают, как попало в центрах занятости. Если отказался, то только через полгода сможешь вновь обратиться. Такое ощущение, что все сделано чиновниками так, чтобы не помогать всерьез многодетным семьям.
– Э.К. Единовременная выплата по рождению ребенка государством также выделена небольшая и составляет 38 МРП, то есть, 100 тысяч 738 тенге. В той же России она чуть выше, но там также предусматривается так называемый «материнский капитал», который может быть использован семьей для приобретения жилья или для других нужд. Есть что-то подобное у нас?
– И.К. Новое единовременное пособие на рождение ребенка опять-таки со множеством вопросов. Оно очень маленькое всего 100 тысяч и лишь компенсирует расходы на роды и всё. То есть, ни слова о том, что будет выплачиваться «материнский капитал», как например, в России или в развитых государствах. И об этом вообще речь не идет. Особенно тяжело приходится тем матерям, кто ранее не работал, так как те, кто трудоустроен получают хотя бы декретные. Получается, что наше государство абсолютно незаинтересованно в том, чтобы молодые семьи рожали детей. Остается людям надеяться только на себя и всё.
– Э.К. Эти все повышения, как-то изменят положение многодетных и малообеспеченных семей в Казахстане?
– И.К. Эти новые выплаты, я думаю, не изменят ситуацию в лучшую сторону, а только усугубят. За эти полгода, когда люди получали пособия АСП в достаточных размерах, то этого уже теперь не будет. Не то, чтобы люди привыкли их получать, но это во многих малоимущих и многодетных семьях несколько выправило ситуацию. Поэтому, я считаю, что их всех в итоге обманули и это только ухудшит ситуацию.
Фото: sputniknews.kz