150 лет со дня рождения вождя мирового пролетариата отмечается скромно, так как он не обласкан официальной пропагандой, а наоборот представляется порой в кинематографе и в псевдо документальных фильмах и публикациях отечественных националистов главным врагом цивилизации из-за которого был якобы сломан естественный путь национального развития и навязаны чуждые формы общественного устройства.
Конечно, легко обвинять гиганта после его смерти, но именно Владимир Ильич Ленин стоял у истоков создания РСФСР, в последующем и СССР, а, соответственно, был и творцом новых национальных республик, в том числе и казахской. То есть, именно он на деле дал казахам реальное равноправие наряду с другими народами единого Союза. В частности, Туркестанский край бывшей Российской империи стал Туркестанской Автономной Социалистической Советской Республикой в 1918 году со столицей в Ташкенте, а Степной край – Киргизской (казахов до 1925 года называли киргизами) Автономной Социалистической Советской республикой (КАССР) в 1920-м году.
Как раз в августе мы будем отмечать 100-летие образования КАССР, декрет о создании которой был подписан председателем Совнаркома Лениным и председателем ВЦИК Калининым, но еще в прошлом году начали раздаваться голоса о том, что необходимо чествовать совершенно других героев. В частности, руководитель партии «Ак Жол» Азат Перуашев, требовал переименовать Казахстан в Казахскую республику, а восхвалять на юбилейных торжествах предложил не руководителя советского государства, а деятелей разгромленной партии «Алаш», воевавшей на стороне адмирала Колчака в гражданской войне.
То есть, ряд политиков, увлекшись декоммунизацией и уничтожением памяти о Ленине, этот вакуум пытаются заполнить националистической идеологией и реакционными фигурами. На глазах происходит даже историческая подмена того, кто на самом деле принес национальную независимость и стоял у истоков государственности. Если следовать документам, то ответ очевиден всем – именно большевики во главе с вождем пролетариата были и есть те, кто основал сначала автономию, а затем и создал равноправную союзную республику.
В частности, с момента учреждения КАССР получила южные области Семиреченскую-Джетысуйскую и Сырдарьинскую, а с 1925 года с повышением статуса партийной организации до краевого уровня, территория республики была приравнена к единому экономическому региону. Как раз глава Совнаркома в своей переписке с местными партийными организациями в 1920-22 годах настаивал на сохранении в составе автономной республики северных и восточных областей. Образование Казахской ССР в 1936 году стало также результатом проводимой ленинской национальной политики и закрепило позиции республики в единой семье народов.
Помимо этого, ряд «исследователей» пытаются обвинить Ленина и советское государство в организации с самого начала искусственного голодомора и геноцида казахов. В частности, в созданном в прошлом году при участии украинских режиссеров «документальный» фильм «Зулмат» Жанболата Мамая связывает напрямую голод 1921 года, вызванный засухой, с голодом 1932-33 годов. Авторы делают вывод, что голод в стране длился 13 лет с момента установления советской власти, что является наглой ложью. Полностью стирается из памяти тот факт, что именно руководитель советского правительства призывал в своих обращениях оказать всяческую помощь жителям казахской степи, пострадавших от небывалой засухи.
Еще одной фальсификацией является и утверждение о том, что Казахская ССР была отсталой республикой и руководство страны сознательно держало казахов в темноте, отказывая им в индустриализации. Этот аргумент прочно вошел в цепочку главных тезисов «вины» большевиков у создателей фильма «Зулмат». Но оно полностью в пух и прах разбивается реальной действительностью и является исторической фальсификацией.
Во время первых пятилеток в стране возникли такие гиганты как «Балхашцветмет», где начинал свою трудовую деятельность в 1936 году Динмухамед Кунаев, Карагандинский промышленный район, промышленный массив Восточно-Казахстанской области, свинцово-цинковый завод в Шымкенте, возникли на пустом месте несколько десятков новых городов. Во время Великой Отечественной войны в Казахстан были эвакуированы тысячи заводов, например, тот же Луганский паровозостроительный завод, а ныне Алматинский завод тяжелого машиностроения.
Многолетний руководитель Казахской ССР Динмухамед Кунаев во время своего выступления в Академии Наук Казахстана уже в 1992 году заявил, что в период только с 1955 по 1986 год было создано «семь новых Казахстанов», по объему производимой продукции. За этот период, национальный доход вырос в семь раз, сельское хозяйство в семь раз, с нуля было построено 42 новых города, открылось 56 ВУЗов. Численность этнических казахов выросла с двух с половиной миллионов до семи миллионов человек.
Принесенная советской властью оседлость оказалась в перспективе цивилизационным и культурным благом для казахского народа, а не наоборот. Урбанизация, постоянные поселения, культурная революция в виде всеобщего образования, создания системы медицинского обслуживания, собственный алфавит и письменность, женская эмансипация, появление национальной литературы и искусства – это все неоспоримые достижения советского периода, которые сейчас повсеместно ставятся под сомнение.
Известный казахстанский политолог Данияр Ашимбаев так охарактеризовал этот период великих преобразований: «Советская власть дала государственность, границы, построила всю возможную инфраструктуру, обеспечила развитие науки, культуры, здравоохранения и образования, построила металлургическую, горнодобывающую, нефтегазовую, легкую и пищевую промышленность, развитое многопрофильное сельское хозяйство. Она обеспечила создание и развитие такой важной социальной прослойки как научно-техническая интеллигенция — главного двигателя прогресса, в противовес интеллигенции творческой, чьи интересы направлены скорее в прошлое, чем в будущее. Она дала сопричастность казахской нации великим свершениям всего советского народа — социалистическому строительству, победе в Великой Отечественной войне, создала тот задел, на котором сегодня зиждется нынешняя государственная независимость».
Все эти достижения были бы немыслимыми без общественной собственности на средства производства и землю, без плановой экономики и коллективизма, которые являются противоположностью нынешнему неолиберализму, приведшего страну за 30 лет отсутствия советской власти к колониальной зависимости от развитых капиталистических держав. В нынешней ситуации, когда отсутствуют позитивные примеры улучшения уровня жизни, так важно для некоторых оболгать и убрать из народной памяти имя Ленина. Ведь он и его идеи являются антиподом происходящему и до сих пор выражают собой социальную и политическую альтернативу.
Поэтому Ленин по-прежнему неоспоримо находится на историческом пьедестале, как созидатель, освободитель и организатор казахской государственности несмотря на то, что с начала 90-х годов многие памятники ему были разрушены или позорно перенесены и скрыты на задворках городов. Непреложен тот факт, что преобразования 20-30-х годов, инициированные вождем пролетариата, наоборот, вырвали казахский народ, как и все отсталые народы, из феодального и даже дофеодального уклада и многовекового архаичного прозябания.
Фото: klimbim2014.wordpress.com