Планы касательно перевода казахского языка на латиницу создают проблемы для его развития, так как не учитывают реальное положение дел. Поэтому смена алфавита и грамматики может отрицательно отразиться на письменной культуре. По мнению наших чиновников, позиции казахского языка очень прочные из-за того, что почти семьдесят процентов жителей страны являются этническими казахами.
Однако сейчас русский язык у нас более популярен, чем казахский. Об этом говорят результаты исследования «Фонда Эберта». Так, согласно опросу, проведенному в прошлом году, свободно владеют русским языком 51,4 процента жителей республики. Казахским языком свободно владеют 31,9 процента. И что интересно, хорошо владеют казахским из этнических казахов только 51,5 процента. В повседневном использовании ситуация еще хуже. Казахский язык в основном используют в семейном кругу, и использует его лишь третья часть всех жителей страны.
По словам социолога Гульнары Исмухановой, в результате опроса, стало известно, что казахский язык не является доминирующим в нашей стране. А филолог Дастан Ельдесов заявил, что он не востребован в качестве языка массовой культуры, научной или художественной литературы и что «язык Абая и Ауэзова заменил язык газетной публицистики и соцсетей», и на нем крайне сложно оформлять тексты на законодательные, философские, научные и другие темы.
Все это говорит о том, что переход на латиницу для казахского языка просто погибель, потому как владение письменной речью сойдет на ноль, и ее затем будет очень сложно возродить. Некоторые индивидуумы говорят, что русский доминирует из-за сугубо субъективных причин. Однако язык интернета свидетельствует о запросе самих казахстанцев на русскоязычную информацию. Так, в рейтинге самых популярных запросов Казнета большая часть вопросов на русском языке, лишь малая часть из них на казахском и она связана с поиском сайтов государственных услуг. Так как казахи – это 68 процентов населения республики, то из этого следует, что как раз они, а не только русские живут в русском или российском информпространстве. И это они выбирают книги на русском, новости на русском и телешоу тоже на русском.
Вот уже 30 лет в нашей стране ведется политика казахизации, однако в республике сохраняется русскоязычность. Да, многие казахи повысили уровень владения казахским языком, тем не менее сфера его использования не изменилась. Наше общество является двуязычным, оба языка решают свои задачи отдельно друг от друга и в некоторых случаях они пересекаются, например, в городском фольклоре. Русский язык у нас ведущий, а казахский развивается.
Латиница очень сильно ударит по казахской письменности, поскольку произойдет обнуление всех усилий по ее изучению и улучшению. В действительности нам придется учиться писать по-новому, и это будет в большинстве случаев не по желанию, а потому что так кто-то захотел наверху.
Переход на латинский алфавит приведет к параличу большинства госструктур, а образование и здравоохранение могут вообще выйти из-под контроля государства. Планы перехода на латиницу свидетельствуют о кризисе государственной языковой политики. Часть руководства страны оторвана от реальности, они не знают, как проходят этнические и языковые процессы в стране, и из-за этого появляются такие вот задачи. А нижестоящие чиновники говорят, то ли из боязни потерять место, то ли из желания занять кресло повыше, что поставленные задачи решены. Дальше ставятся новые задачи, и опять такая же ситуация, все, в общем, идет по кругу.
По-моему, концепция перехода на латиницу является чисто политической и идеологической и направлена на отрыв республики от постсоветского социокультурного и единого информационного пространства. Фактически это приведет и к разрыву солидарности поколений, так как вся научная и художественная литература советского периода останется на кириллице и уже не будет доступна молодежи. Латинизация также ускорит деградацию системы образования и максимально снизит грамотность подрастающего поколения, что в целом ударит именно по казахской нации, усилив отставание страны по всем направлениям.
Ажар Ибраева, политический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: yvision.kz