Относительно скоро в Казахстане состоятся выборы в Мажилис и маслихаты. В целом партии уже готовы к этому событию: предвыборные программы приняты и кандидаты утверждены. В том, что победа достанется Nur Otan, никто не сомневается. Вопрос в другом: кто войдет в парламент вместе с правящей партией?
Итак, участвовать в гонке за депутатские мандаты будут пять политических игроков. Из игры уже на старте вышла Общенациональная социал-демократическая партия, объявив бойкот выборам. С одной стороны, ОСДП проявила трусость, но с другой, получила весомое преимущество: ее партийцам не придется выслушивать издевательства за позорное поражение на выборах. Ко всему этому ОСДП не надо тратить ресурсы и усилия на проведение избирательной кампании, а после выборов оправдываться за мизерное количество голосов.
Что касается участников гонки, можно заметить, что две партии позиционируют себя праволиберальными, в хорошем смысле этого слова. Я говорю о Демократической партии «Ак жол» и партии «Адал», которая до ребрендинга носила название «Бирлик». Их партийные списки, как и предвыборные программы, похожи между собой. В обоих случаях в списках предоставлены как бизнесмены из крупных городов страны, так и из провинций. И хотя у «Адала» список кандидатов в мажилисмены небольшой – 20 человек против 38 у «Ак жола», его шансы войти в Мажилис выглядят более предпочтительными, чем у акжоловцев.
На фоне парламентских выборов ребрендинг провела и Коммунистическая народная партия Казахстана, избавившись от слова «коммунистическая». Теперь она просто Народная партия. Изначально в ее партийный список было включено 125 человек, но Центризбирком в итоге зарегистрировала 113 кандидатов. Тем не менее список НПК является самым большим после партии Nur Otan. Видимо, идейную пустоту НПК решила заполнить массовым партийным списком.
Еще в Казахстане есть партия «Ауыл», которая тоже будет бороться за места в Мажилисе. Эта партия выступает за развитие сельского хозяйства и поддержку сельских жителей. Однако ни один из 19 кандидатов, которые представлены в ее партийном списке, не имеют никакого отношения к сельскому хозяйству и агропромышленному комплексу. Примечательно, что если взглянуть на предвыборную программу «Ауыла», невооруженным глазом видно, что интересы латифундистов отражены в ней больше, чем фермеров или просто сельских жителей.
Партия власти – это гегемон. В ее партийном списке представлено 126 человек. Таким способом Nur Otan демонстрирует свою кадровую мощь и способность к оперативному маневру в любой точке избирательного процесса. Большая скамейка запасных дает гибкость авангарду партийного актива, который способен перестраиваться под любые изменения, стоящие перед правящей партией.
Таким образом, политический расклад предельно ясен и известен заранее гегемон, который должен взять большинство мест в Мажилисе. Вся интрига заключается лишь в том, кто займет второе, третье и четвертое места, так как не исключено, что в нижней палате парламента появится еще одна партия. В этой ситуации гайки еще больше оказались закрученными, когда фактически власти запретили участвовать в наблюдении общественным объединениям, у которых в уставе не указана данная задача, а партия «Ак жол» неожиданно ввела мораторий на принятие в свои ряды новых членов. Боятся повторения истории с ОСДП? В любом случае от «сюрпризов» решили подстраховаться и теперь ничего не должно расстроить запланированного хода событий.
Нурлан Фадеев, политический обозреватель, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: 24.kz