Недавно депутаты Мажилиса серьезно обеспокоились ростом государственного долга Казахстана и обратили внимание правительства на то, что его отношение к ВВП в этом году может составить 29,5%, а в последующие годы и вовсе перевалить за 30%. Если прогнозы мажилисменов сбудутся, то к 2022-2023 годам расходы республиканского бюджета на обслуживание госдолга увеличатся с 12,9% до 23%.
Опубликованные Министерством финансов данные подтвердили критические замечания депутатов к кабмину. Они показывают, что к началу октября расходы на обслуживание госдолга республики уже достигли отметки в 655,7 миллиарда тенге. Размер самого долга сейчас составляет 19,6 триллиона тенге или 28,2% ВВП страны.
Отмечу, что динамика показателя отношения государственного долга к ВВП страны и его составляющих в опубликованных Минфином данных не указаны. Это и не удивительно, ведь реальная картина складывается не так, как нам бы хотелось.
В годовом выражении долг Казахстана вырос на 23,1% или на более чем 3,6 триллиона тенге. Такое значительное увеличение обусловлено пандемией коронавируса, на борьбу с которой нашему государству пришлось основательно потратиться.
При этом основной составляющей госдолга нашей республики является долг кабмина, величина которого за третий квартал этого года увеличилась на 9,3% или на 1,3 триллиона тенге. На сегодняшний день общий размер долга нашего правительства составляет 15,7 триллиона тенге.
Выросли в нашем государстве и долги местных органов исполнительной власти. С начала этого года соответствующий показатель увеличился на целых 18,7% и достиг отметки в 497,5 миллиарда тенге.
Что касается Национального банка, то его долг снизился на 3,4%, а именно до 3,1 триллиона тенге. Это говорит о сокращении «лишних» денег, выводимых финрегулятором с рынка, что является положительным моментом, ведь они возвращаются в экономику страны.
В статистике государственного долга, которую ведет Министерство финансов, также указываются размеры гарантированного государством долга и долга по поручительствам государства. Величина первого из них за третий квартал этого года увеличилась на 9,2% и достигла отметки в 903,5 миллиарда тенге, а второго, наоборот, уменьшилась на 6,5% – до 28,6 миллиарда тенге.
Если учесть статические данные, опубликованные Минфином, выходит, что государственный долг Казахстана наращивают кабинет министров и органы исполнительной власти.
Нынешний значительный долг и его наращивание являются следствием деятельности западных консалтинговых компаний, которые советовали правительству осуществлять заимствования у Международного валютного фонда, европейских стран и США, брать кредиты, которые во многом были кабальными.
Также нынешняя ситуация связана и с кризисом вывозной сырьевой экономики, которая пострадала от падения мировых цен на нефть и металлы, в результате чего обслуживание внешнего долга взваливается на скудеющие накопительные фонды. Кроме этого, государство гарантировало долги по сути частных компаний и банков, которые заимствовали средства на международных рынках под высокие проценты. Как видим на примере Таджикистана и Кыргызстана долги становятся инструментом политического давления того же Китая и других развитых стран на принятие стратегических решений и даже на передачу месторождений и территорий. Поэтому наступила пора пересматривать прежнюю неолиберальную экономическую концепцию, которая завела нашу страну в тупик.
Нурлан Фадеев, политический обозреватель, специально для «Эхо Казахстана»
Фото:tengrinews.kz