Митинги 4 января 2022 года в Казахстане в очередной раз доказали то, что союзник России в любое время может стать целью методов по свержению власти, которые уже применялись на Украине и в Беларуси.
Основной причиной недовольства стало рост цен на сжиженный газ для автомобилей – с 60 тенге до 120 тенге. По этим цифрам видно, что стоимость газа выросла в два раза и это не могло не вызвать недовольство населения.
Местные жители городов Жанаозен и Актау в западной Мангистауской области 2 января начали выходить на митинги с требованиями понизить цены на топливо. Представители местных властей вышли на переговоры, во время которых обосновали рост стоимости топлива.
Ночью 5 января протесты переросли в гораздо большее. Митингующие начали перекрывать дороги и нападать на сотрудников правоохранительных органов. К утру этого же дня в результате столкновений, 95 сотрудников органов внутренних дел получили травмы, уничтожены около 33 служебных машин, более 200 человек задержаны за нарушение общественного порядка.
5 января глава государства Касым-Жомарт Токаев провел ряд оперативных реформ – отставка в полном составе правительства Казахстана, назначение Алихана Смаилова как временно исполняющего обязанности премьер-министра РК, снижение цен на газ, причем даже ниже прежней стоимости. По сообщениям пресс-службы правительства Казахстана, в Мангистауской области топливо подешевеет до 50 тенге.
Помимо этого, было объявлено и о других реформах, но протесты это уже не остановило. Митингующие все чаще высказывают уже политические требования, невзирая на экономические уступки властей.
Президент Казахстана возложил ответственность за случившиеся протесты на министерство энергетики и руководителя газоперерабатывающего завода Тулепова, который был задержан за «необоснованное повышение» стоимости сжиженного газа.
Позже было объявлено о начале расследовании с целью выявления ценового сговора в торговле газом, с 5 по 19 января введено чрезвычайное положение и комендантский час в Мангистауской области и Алма-Ате, а также запрет на продажу оружия боеприпасов, алкоголя и этилового спирта.
Правительство также получило задачу ввести госрегулирование на социально-значимые продовольственные товары, обеспечить создание общественного фонда «Народу Казахстана», проработать вопросы, касающиеся субсидий по аренде жилья уязвимым категориям граждан.
Эти меры смотрятся весьма решительно, однако все это может оказаться весьма поздним. Условия, которые привели к текущей ситуации были заложены еще в 2019 году, при поэтапном переходе Казахстана на рыночную торговлю энергоресурсами.
Полный переход на рыночное ценообразование в сфере топлива совпал с началом 2022 года на фоне максимальных мировых цен на газ. Это событие никак не могло остаться незамеченным. По официальным данные, с 2019 по 2021 год число автомобильного транспорта, которое работает на сжиженном газе, выросло в Казахстане более чем в 2,5 раза. В следствие этого выросло и потребление газа на фоне того же объема его генерации.
Ситуация в Казахстане определенно имеет признаки того, что за всем этим кто-то стоит. Недовольные переходят от неконтролируемой агрессии к тщательно продуманным действиям, такие как уничтожение камер дорожного контроля и других средств видеофиксации. Все это не только усложняет работу силовых структур для оценки ситуации, но и препятствует поимке зачинщиков столкновений. В информационной войне уже успели «вставить свои 5 копеек» оппозиционные иностранные каналы, в том числе и NEXTA
Можно с уверенностью сказать, митингующие точно не действуют «во благо народа». Об этом говорят массовые и целенаправленные атаки на машины скорой помощи.
Сторонами, которые заинтересованы в беспорядках в Казахстане, может быть, как минимум трое – помимо Турции и США, количество своих претензий на территорию «Тюркского мира» увеличила Британия.
Китаю, скорее всего, это не было интересно. На фоне американской геополитической угрозы, союз с Москвой приоритетней для Пекина, чем господство в Казахстане.
Скорее всего, исход наступит в ближайшие дни. Казахстан и Кыргызстан, к сожалению, имеют опыт гражданских беспорядков. А вот масштаб протестов остается главным поводом для волнений.
Источник: Русстрат.