В октябре этого года, когда в Нагорном Карабахе шли боевые действия, министр обороны Турции Хулуси Акар посетил Нур-Султан и Ташкент, чтобы обсудить с коллегами из Казахстана и Узбекистана укрепление военного сотрудничества. Учитывая, что Анкара активно поддерживала Баку в конфликте против Еревана, цель визитов Акара, скорее всего, заключалась в том, чтобы добиться от центральноазиатских республик солидарности с Азербайджаном. Однако втянуть страны нашего региона в свои военные авантюры турецкой стороне не удалось.
Турция не первый год пытается вовлечь центральноазиатские страны в свои «военно-политические игры». Еще после распада СССР Турецкая Республика увидела для себя шанс впервые в истории взять под контроль и включить в свою зону влияния бывшие советские государства Центральной Азии. В странах нашего региона даже имеются протурецкие фракции, но они, как бы им не хотелось, неспособны принять решение о посылке контингентов войск в поддержку Азербайджану.
Дело в том, что региональный интерес в Центральной Азии сейчас сосредоточен вокруг проектов, реализуемых за счет российских и китайских инвестиций. Турция в свою очередь уступает экономическому потенциалу и участию России и Китая в регионе и не может предложить что-то равноценное. Соответственно, центральноазиатские республики вряд ли согласятся на авантюры и участие в разнообразных организациях под турецкой эгидой, поскольку все это негативно скажется на сотрудничестве с Российской Федерацией и КНР.
Правда, встречи военных министров касались вопросов совместного обучения кадров, но в глаза бросается совсем другое: визиты главы турецкого военного ведомства в Нур-Султан и Ташкент состоялись во время пандемии коронавируса, когда отменены многие мероприятия Организации Договора о коллективной безопасности и Шанхайской организации сотрудничества. Судя по всему, в Анкаре решили заполнить образовавшиеся ниши и использовать более продуктивный формат прямых контактов.
К этому добавляется то, что у Турции уже существуют соглашения с Казахстаном о совместном производстве вооружения и отдельных видов техники военного назначения. Что касается Узбекистана, то у него военные контакты с Турецкой Республикой имеют пока элемент новизны, так как после долгого перерыва были восстановлены только в последние годы.
Полагаю, что Анкара будет усиливать свое влияние на офицерский корпус и командные кадры армий стран региона и Афганистана. Лидера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана не покидает идея о создании объединенного военного блока тюркских стран – армии «Великого Турана». Среди членов такого альянса турецкий президент видит Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан. Причем все они должны встать под прямое военно-политическое руководство Турции.
Несмотря на то, что Турции не удалось сразу вовлечь Казахстан и Узбекистан в свои военные авантюры и добиться отправки войск или открытой поддержки Азербайджана, она намерена плавно и постепенно расширять свое влияние через правящую элиту и верхушку армий. В ход идет как внедрение пантюркистской идеологии, так и навязывание контрактов по производству оружия и соглашений об обучении младших офицерских кадров и проведения учений. Этот путь может дать определенный результат, если учитывать высокий уровень коррупции и наличие националистических и даже прозападных настроений среди определенной части правящих элит стран региона.
Султанбек Агеев, эксперт Центра исследований гражданских и военных конфликтов, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: ura.news