Многие казахстанцы недоумевают, так как в стране известных коррупционеров, осужденных за многомиллионные хищения, спокойно отпускают, а другие, вина которых под большим вопросом, продолжают сидеть за решеткой. После того как по инициативе Нурсултана Назарбаева был отпущен бывший министр Куандык Бишимбаев, проговоренный к 10 годам, но отсидевший только 1 год и 7 месяцев, в социальных сетях появилось множество постов и сообщений возмущенных граждан, которые данный шаг считают недопустимым на фоне того, как в тюрьмах сидят множество активистов и общественных деятелей, преследуемых за их взгляды.
Этот же аргумент можно применить и к делам ученого, а не чиновника Константина Сыроежкина, осужденного на 10 лет якобы за разглашение государственных секретов и заместителя руководителя администрации президента Баглану Майлыбаеву, осужденного на 5 лет и которому отказали в условно-досрочном освобождении. В этом наглядно отображается очень избирательный подход, когда коррупционеры оказываются для государства менее опасными, нежели люди, вина которых не столь очевидна, а личные дела их строго засекречены.
Не согласившись со столь суровым приговором в отношении Константина Сыроежкина известные политологи Андрей Чеботарев, Галым Агелеуов, Эдуард Полетаев и многие другие обратились к президентам Казахстана, России и Китая, с просьбой принять участие в пересмотре дела известного китаиста. В своем обращении они указывают, что «Сыроежкин – выдающийся по мировым меркам профессионал, талантливый ученый и большой патриот, внесший весомый научный вклад в развитие Казахстана, Центральной Азии и России, их отношений с Китаем и многими другими странами».
Вся «преступная деятельность» Сыроежкина заключалась в том, что он в 2006 году стал главным научным сотрудником Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан и готовил руководству страны аналитические записки по Китаю. В тоже время, по признанию самих чиновников, он не имел доступа к государственным тайнам и секретной дипломатической или военной документации. Поэтому попросту не мог торговать секретами или допустить утечку информации, которая могла бы повредить нашей стране.
Политологи и ученые, выступившие в защиту своего коллеги отмечают большие проблемы со здоровьем, которые в условиях заключения могут привести к летальному исходу. Они призывают немедленно реабилитировать известного востоковеда, так как не верят в саму суть обвинения.
«Наше серьезное беспокойство вызывает не только нелепость самого обвинения, крайняя жестокость и очевидная несправедливость вынесенного приговора, но и то, что Сыроежкин испытывает большие проблемы со здоровьем. С учетом всего этого и многого другого, что невозможно выразить словами, мы очень просим вас применить всю вашу власть и весь ваш авторитет для того, чтобы Сыроежкин в самые кратчайшие сроки был освобожден, помилован, прошел серьезную реабилитацию и вернулся к научной деятельности», – указывают подписанты в своем обращении.
В случае с Багланом Майлыбаевым все не менее сложно, так как его дело также покрыто мраком и недоступно для СМИ ведь помечено грифом секретно. Ему было выдвинуто идентичное обвинение в разглашении государственных тайн. Конечно, у заместителя руководителя администрации президента намного больше возможностей и имеются допуски к важной документации, но и здесь вердикт суда, отправивший его на нары на пять лет заключения с конфискацией имущества, вызывает большие сомнения.
Майлыбаев, не совершавший хищений, мог стать жертвой внутриэлитной борьбы и мог поплатиться за то, что открыто высказывал свои политические предпочтения и часто публично выражал мнение о необходимости более активной интеграции с Россией, не разделял консервативные и националистические идеи и был сторонником развития Казахстана именно в рамках ЕАЭС. Это многим не нравилось на властном Олимпе, и они вполне могли поспособствовать аресту и решению суда.
Косвенным доказательством этого стала кампания по дискредитации Баглана Майлыбаева и его помощника Николая Галихина в 2017 году, которых обвиняли в симпатиях к ДНР и ЛНР, к советскому прошлому и тоталитарной символике. Они якобы постоянно делились и размещали на своих аккаунтах в социальных сетях посты пророссийского характера. Больше ничего внятного от официальных пропагандистов услышать не удалось, но ведь наличие российского гражданства у Сыроежкина и наличие симпатий к советскому прошлому у Майлыбаева это не основание для возбуждения уголовных дел!
Можно прийти к выводу о том, что проговоры в отношении эти двух фигур являются демонстративным показательным наказанием для острастки других групп чиновников в государственном аппарате. И то, что профессионалы своего дела были осуждены на большие сроки по сомнительным обвинениям, показывает, что они стали жертвами политических процессов. Типичная чистка рядов от неблагонадежных, которых и не выпускают на УДО и не амнистируют, в отличие от коррупционеров, похитивших миллиарды бюджетных средств.
Фото: социальные сети