В Казахстане не прекращаются попытки различных «общественных» активистов и национал-патриотических деятелей лишить русский язык официального статуса и вывести его из государственного делопроизводства. Каждый год в социальных сетях появляются петиции, под которые собираются многочисленные подписи, а последняя, по словам ее составителей, набрала более 100 тысяч. Эта кампания поддерживается и рядом «патриотических» СМИ и блогерами, что создает соответствующую атмосферу якобы массовой поддержки данных инициатив.
Мы попытались выяснить насколько данные инициативы действительно пользуются поддержкой в обществе у экспертов и в каких целях запускаются данные петиции.
Последнее обращение появилось еще в апреле и первыми подписантами стали, как и предполагалось, представители казахской творческой интеллигенции. В частности, журналисты насчитали 729 известных деятелей, среди них писатели Дулат Исабеков, Абдижамил Нурпеисов, Кабдеш Жумадилов, народный артист Асанали Ашимов, академик Амангельды Шорманов, а также различные блогеры, представители общественных объединений. Сбор подписей под петицией на имя президента Касым-Жомарта Токаева осуществлялся на портале издания «Казақ үні», где якобы за петицию расписались 112 062 человек.
Данный текст, в котором инициаторы требуют «убрать из Конституции РК 2 пункт 7 статьи и принять закон о государственном языке, обязывающий знание государственного языка», журналисты и блогеры уже окрестили «письмом против русского языка». Еще в феврале-марте шли разговоры и призывы переименовать Павлодар, Петропавловск и Усть-Каменогорск, шла кампания по переименованию сотен населенных пунктов и улиц с советскими и русскими названиями, как на смену им пришла данная петиция, которую вовсе нельзя назвать случайной.
На фоне усиления социального недовольства в обществе в связи с мерами, введенного чрезвычайного положения, и углубляющегося экономического кризиса, срочно понадобился сторонний раздражитель в виде внешнего и внутреннего «врага». И если в феврале это были дунгане Кордайского района Джамбылской области, против которых был направлен весь гнев разозленных казахов, то теперь мишенью атаки националистов стал русский язык. Есть большая опасность, что вслед за русским языком объектами нападок станут и их носители.
Ведущий эксперт Центра анализа интеграционных процессов стран Центральной Азии Улугбек Бабагулов считает, что подобные информационные вбросы и политические кампании появляются в сложные и переломные периоды, когда необходимо максимально отвлечь внимание населения от проблем вопиющей бедности и безработицы.
«Надо отметить, что такие попытки происходят с завидной регулярностью как раз в моменты очередного социального кризиса, когда именно представители казахскоязычной части общества готовы выйти на акции протеста. Как правило, это внутренние мигранты, молодые безработные или выходцы из сельской местности с очень низким уровнем дохода или лишенные его как такового. На них и ориентированы подобные вбросы, когда в самый разгар протестных настроений вдруг вновь и вновь всплывает тема «запрета русского языка». Подобное было и летом 2011 года в момент многомесячной забастовки нефтяников Жанаозена, когда также собирались подписи представителей интеллигенции. Тогда в провоцировании забастовок и нестабильности тогдашний глава фонда «Самрук Казына» обвинял оралманов. Сейчас их заменили на дунган, но смысл этой травли остался прежним – спустить пар негодования на инородцев. В рамках же кампании по лишению русского языка официального статуса раздувается уже и чисто русофобская истерия и это опасно, так как с каждым разом число подписантов растет. Так, если в декабре 2018 года на том же портале «Казақ үні» аналогичная петиция набрала 54 тысячи подписей, то в этом году более 112 тысяч. «Прогресс» налицо», – утверждает Улугбек Бабагулов.
Он также увязывает эту кампанию по лишению официального статуса русского языка с тем, что внутри казахстанского общества велико отрицательное отношение к другим державам, а именно к США и Китаю, интересы которых и столкнулись как раз на территории Казахстана из-за передела сфер влияния. Чтобы затушевать эту борьбу реальных внешних экономических хозяев страны, кто-то из руководства решил в очередной раз искусственно «подкрутить» ситуацию в сторону раздувания антироссийских настроений. К тому же это удобно увязывается с нынешней позицией президента страны, отказавшегося от поддержки стратегической концепции развития ЕАЭС. Обывателям внушается, что именно интеграционные процессы являются главным виновником их нынешнего положения, а, соответственно, все русское и язык, в частности.
«Думаю, что в этой истории с петициями внешнеполитические цели также преследуются. Москве демонстрируется “гигантский рост” националистических настроений, которые якобы не дают возможность дальше интегрироваться Казахстану в рамках Евразийского Союза. Внутри же страны чиновники предстают в образе таких навороченных «патриотов», защитивших родину от империалиста. Это такая игра, и раньше такая технология всегда срабатывала. Теперь ее решили разнообразить и усилить Кордаем, но в новых реалиях подожженная спичка может привести к реальному взрыву пороховой бочки. «Украинизация» сверху до добра не доводит», – считает эксперт.
Ему вторит правозащитник и общественный деятель Ермек Тайчибеков, который пришел к выводу, что чиновникам выгодно вывести русский язык из государственного делопроизводства, чтобы меньше граждан жаловалось на работу властей и произвол на местах, а также с целью общего снижения уровня образования и грамотности. Кроме этого, он также считает, что русский язык стал предметом манипуляций, но исполнители дешевых спектаклей в лице националистов могут превратиться на этой волне в реальную политическую силу, способную со временем смести и своих хозяев.
«Цель точно такая же как на Украине. Янукович Виктор Фёдорович раньше любил заигрывать с украинскими русофобами, их финансировал из государства, как мог подкармливал и продвигал. А себя позиционировал как безальтернативный вариант, как единственный политик, который защищает русских и русский язык. Но эта игра как с волчонком Коксерек. Пока он маленький, он послушный, а когда вырастает в волка, то пожирает своего хозяина. Будет забавно наблюдать, как те, кто сейчас продвигают русофобию, если смогут набрать критическую массу и изменится конъюнктура будут сами же потом изгонять своих нынешних патронов из Казахстана», – указывает Ермек Тайчибеков.
Общественный деятель также считает опасным заигрывание с националистическим электоратом и потакание данным настроениям в обществе. В частности, он критически отозвался и в отношении предложения Касым-Жомарта Токаева изучать лучше казахский язык к дунганской диаспоре после известных погромов в Кордае. Это, по его мнению, лишь развязывает руки националистам.
«Могу привести пример. Дунганин Ясыров Малик владел казахским языком на филологическом уровне, намного лучше, чем 95% казахов в Казахстане. Но это его никоим образом не спасло, как и то, что он был мусульманином. Во время февральских погромов в Масанчи безумно разъярённые на протяжении десятилетий пропагандой исключительности и превосходства одной нации, разного рода маргиналы и криминальные элементы с ведома властей пришли и на пороге собственного дома убили Ясырова Малика только за то, что он не казах, а дунганин», – утверждает правозащитник.
Таким образом, можно ожидать дальнейшего усиления информационной кампании по лишению официального статуса русского языка. Чиновники, похоже, включили «зеленый свет» данным инициативам. Только нужно ли это простым казахстанцам, вполне уживавшимся друг с другом на протяжении многих лет и для которых русский язык стал таким же родным и близким, как и казахский?
Фото: Lenta.ru