В Кыргызстане все чаще стали разрушать православные кладбища. Больше всего погромов происходит в Иссык-Кульской области. В середине марта этого года вандалы бесновались на кладбище в Чолпон-Ате. Там на одних могилах были разломаны кресты, на других их сожгли.
Самым крупным был погром, совершенный в 2019 году в селе Ананьево, тогда вандалы осквернили около 90 могил. Они разрушили памятники и сломали кресты, разломали ограды и разбросали венки. Ананьево в 1871 году основали русские переселенцы. Сначала это село носило название Сазановка, в 1942 году оно было переименовано в честь уроженца села – Ананьева Николая Яковлевича – панфиловца, который пал смертью храбрых, защищая Москву. Православное кладбище в Ананьево особое. На погосте захоронен преподобный исповедник Ираклий Иссык-Кульский, небесный покровитель Кыргызстана. Со слов местной жительницы на его могилу приезжают поклониться паломники со всей Центральной Азии и из России.
Когда вандалы разрушили это кладбище, милиция заявила, что на месте происшествия они нашли 35 разломанных крестов и два разбитых мраморных памятника, но жители села сообщили, что они насчитали 89 разгромленных могил. Этот акт вандализма, произошедший в святочные дни, потряс общественность Кыргызстана. Тогда о том, что нужно найти и покарать вандалов, говорили не только русские, а и представители других конфессий. Глава аналитического центра «Полис Азия» Эльмира Ногойбаева, позже заявила, что произошедшее в этом селе навряд ли межэтнический конфликт. Но, по ее словам, нельзя не отметить рост агрессии среди кыргызстанцев. В стране нарастает недовольство окружающей их реальностью и его никак не удается канализировать. Вандализм – это одно из проявлений процессов, происходящих в обществе. В Кыргызстане захоронения всегда считали священными, их нельзя было трогать, рассказала аналитик.
Еще ранее, за три года до этого, от рук вандалов пострадало православное кладбище в селе Октябрьском, находящемся в Аламудунском районе. В 2010-м был осквернен православный погост в селе Бактуу-Долоноту.
В Кыргызстане православие и ислам – это традиционные религии. Но из-за погромов на кладбищах возникает много вопросов. Что это? Межконфессиональная рознь? Отсутствие духовной культуры и деградация? Или предварительно спланированные провокации, направленные на то, чтобы подорвать взаимоотношения между русскими и кыргызами? А ведь из-за этого может пострадать репутация республики в международном сообществе, а также ее отношения с другими странами, например с Россией, в которую на заработки едут сотни тысяч кыргызстанцев.
Такое же варварство на протяжении последних лет происходит и на мусульманских кладбищах. В 2017 году ошскими правоохранителями был задержан 28-летний мужчина, громивший памятники на мусульманском кладбище. В милиции тогда заявили, что он подозревался в разрушении более 50 надгробий.
В соседней республике все больше внимания акцентируется на борьбе с экстремизмом и терроризмом, но вопросы, затрагивающие религиозную терпимость, межрелигиозный диалог, недискриминацию, по словам экспертов, отодвинуты на второй план. И судя по всему, настало время вернуться и к ним. Это нужно главным образом для того, чтобы сохранить хрупкий и такой необходимый всем мир. Поэтому представителям всех конфессий и религиозных течений необходимо не допускать попыток эскалации напряженности в республике. Нужно приложить все усилия для сохранения спокойствия, межнационального, межконфессионального согласия и общественно-политической стабильности.
Турар Керимов, политический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: tsargrad.tv