В Национальном бюро по противодействию коррупции прошло совещание, на котором обсуждалась деятельность Национальных научных советов, созданных министерством образования и науки, принимающих решения о финансировании научных проектов из госбюджета.
Ранее, в сентябре, специалисты Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции сделали анализ коррупционных рисков в Комитете науки, который вскрыл недоработки и коррупционные риски.
Общественный деятель Мурат Абенов заявил, что комитетом были профинансированы проекты с низким баллом экспертизы, а также частные фирмы, не работающие в сфере науки. По 300 миллионов тенге выделено на проекты, тоже не связанные с наукой.
Глава Департамента антикоррупционной политики АДГСПК Данияр Сабырбаев отметил, что состав советов нелегитимен: в них, вопреки закону, состояли директора НИИ и их заместители. Также было нарушено правило о том, что в совет может входить лишь один сотрудник от одной организации.
В результате почти полтора млрд тенге выделили на осуществление научно-исследовательского проекта Института информационных и вычислительных технологий. При этом его глава возглавлял совет по информационной, телекоммуникационной и космической технологиям.
В состав совета “Наука о жизни” вошли два работника Национального центра биотехнологий Тарлыков и Огай. Эта организация получила почти полмиллиарда тенге на 16 проектов.
И. о. председателя Комитета науки Минобра Рахимжан Нурсеитов объяснил, что Калимолдаев вошёл в совет не как глава института, а от академии наук как общественного объединения.
Нурсеитов сказал, что необходимо устранить эту лазейку: запретить выдвижение в советы от общественных организаций. Также он сказал, что указанные якобы ненаучные проекты – это проекты коммерциализации результатов научно-технической деятельности и имеют право на финансирование.
Всего действует семь советов.
Зампредседателя АДГСПК Олжас Бектенов заявил, что информация обо всех выявленных фактах нарушений уже были переданы в Нацбюро.
Фото: 24.kz