В минувшую среду Касым-Жомарт Токаев провел переговоры с послом КНР в Казахстане Чжан Сяо, во время которых он заверил Пекин в том, что Казахстан продолжит прежнюю линию на сближение с Поднебесной по всем направлениям. Данная встреча также была связана с предстоящим первым официальным визитом президента РК в Китай, который пройдет 11-12 сентября.
С казахстанской стороны главным посылом был тезис о полной преемственности политики Нур-Султана и следования новым президентом ранее принятых с Пекином договорённостей. Это все облекалось в фразы президента о заинтересованности Казахстана в «развитии сотрудничества с КНР в области новых технологий, сельского хозяйства, а также в культурно-гуманитарной сфере», но всем было понятно, что Акорда дает тем самым сигнал руководству Китая, что никаких сюрпризов во время предстоящего визита от Касым-Жомарта Токаева ожидать не стоит.
«Между нашими странами с первых дней Независимости Казахстана налажен открытый, конструктивный диалог по всем вопросам двустороннего взаимодействия и международной повестки дня», – подчеркнул Токаев. Эту традицию, как считает новый глава государства, следует продолжать. Соответственно, продолжится и экспансия китайского капитала в Казахстане в рамках стратегической концепции “Один пояс – Один путь”, а 11-12 сентября будут лишь подтверждены прежние договоренности и обсуждены новые проекты освоения казахстанских месторождений.
Под внешними дипломатическими высказываниями, заверениями в вечной дружбе, улыбками и рукопожатиями на самом деле лежат большой пласт контрактов по недропользованию, долгосрочных кредитов, которые власти Казахстана никогда не смогут выплатить, создание благоприятных условий для китайского бизнеса и продолжение строительства по крупным инфраструктурным проектам, железнодорожным и автомобильным развязкам, обеспечивающим увеличение в разы потоки китайских товаров в Европу. По сути, этими долгосрочными соглашениями и договорами Казахстан прочно привязывается к политической и экономической орбите КНР.
Не зря многие казахстанцы сейчас обеспокоены именно экспансией китайского капитала. Так, уже сейчас доля китайских компаний составляет 22% в годовой добыче нефти и газоконденсата в Казахстане. Китайские инвесторы владеют правами на разработку всех крупных месторождений страны. Суверенный долг Казахстана перед Китаем в последние годы вырос до 20 млрд долларов. Это, не считая переноса грязного производства, аренды сельхозугодий под прикрытием «совместных предприятий».
Сейчас будет как раз реализовываться масштабный проект по переносу производства 51 завода на сумму в 28 млрд долларов, соглашение о которых было подписано еще в 2016-м году премьер-министром Каримом Масимовым. Речь идет в первую очередь о предприятиях химической промышленности, нефтепереработки, машиностроения и энергетики. Это максимально удешевит производство, так как предприятия будут перенесены ближе к сырью и почти бесплатной рабочей силе. Помимо этого, все это будет находиться на территории ЕАЭС, а продукция может быть сразу реализована на этом общем рынке или доставлена потребителям в страны ЕС.
Надо отметить, что в декабре 2018 года был принят закон «О ратификации Соглашения между правительством Республики Казахстан и правительством Китайской Народной Республики об освобождении от налогообложения отдельных видов дохода Китайско-Казахстанского Фонда сотрудничества производственных мощностей, осуществляющего прямые инвестиции в Казахстан». Это соглашение останется в силе на период не менее десяти лет! Но наиболее серьезными будут экологические проблемы от выбросов, за счет забора воды грунтовых вод рек для заполнения образующихся пустот от добычи сырья, что уже приводит к опустыниванию западного Казахстана.
Поэтому страна так быстро подходит к экологической катастрофе, к исчерпанию природных ресурсов, добываемых варварским способом, к массовому ухудшению состояния здоровья местного населения и снижения их уровня жизни. Можно уже не говорить о нещадной эксплуатации иностранными компаниями казахстанских рабочих на нефтепромыслах, в забоях, шахтах и у мартеновских печей с изношенным еще советским оборудованием.
Но это еще не все. Китай активно старается создать прослойку специалистов из числа граждан Казахстана для последующего обслуживания собственных многочисленных объектов на территории нашей страны. И есть для чего, так, как только за один год рост количества китайских компаний составил почти 20% и сейчас их количество уже 846.
Так, по данным министерства образования Китая, только за 2015 год из Казахстана было привлечено 13,5 тысяч студентов для обучения по различным специальностям в интересах развития китайской промышленности в нашей стране, а также для потребностей совершенствования инфраструктуры и подготовки преподавательских кадров. То есть сейчас готовится большой пласт специалистов, которые будут работать по китайским стандартам в РК.
В самом Казахстане уже много лет действуют так называемые фонды и институты Конфуция, деятельность которых направлена на идеологическую и политическую обработку казахстанских студентов. Чиновники Министерства образования и науки РК так и не представили общественности отчета о деятельности китайских государственных фондов и институтов Конфуция, которые давно окопались в наших вузах. Что они там делают, до сих пор никому доподлинно неизвестно. Ясно, что идет планомерная подготовка наших студентов по лекалам китайских специалистов, которые прививают нашим учащимся и политические ценности ориентирования на Китай.
Поэтому процесс китайской колонизации Казахстана будет продолжен удвоенными темпами и теперь не только в экономической сфере, но в политической, когда Пекин постарается утвердить у власти в нашей стране те силы, которые будут беспрекословно выполнять его волю. Этот процесс и составляет основную угрозу национальной безопасности республики, постепенно поглощаемой мощным соседом.
Улугбек Бабагулов
Фото: ИА REX