На протяжении многих лет Аральское море является примером беспрецедентной экологической катастрофы. Ранее соленое озеро, которое находится на границе Казахстана и Узбекистана, было одним из самых больших в мире. Однако из-за высокого потребления его воды море стало высыхать. В течение последних сорока лет его размеры уменьшились в десять раз.
Идентичная ситуация наблюдается и с озером Балхаш, оно мелеет, происходит это из-за быстрых темпов Китая освоения земель и расширения рисовых полей вверх по течению реки Или. Теперь же, чтобы спасти Балхаш, необходимо чтобы Китай немедленно сократил использование воды, так как дальнейший забор воды приведет к тому, что исчезнут последние ледники, которые питали Или, откуда 80% воды поступало в озеро.
Или является источником воды и для Казахстана, и для КНР, однако на протяжении последних десятилетий Поднебесная значительно расширила сельскохозяйственную деятельность, в частности, в период с 1995 по 2015 год площадь китайских орошаемых пахотных земель возросла на 30%. Для снижения угрозы озеру необходимо, чтобы обе стороны взаимодействовали и координировали водопользование. Но для этого нужны данные, которые Пекин отказывается предоставлять.
Исток Или находится в китайском Синьцзяне. Ее долина является одним из самых плодородных районов этой провинции. Для того чтобы уменьшить использование воды, нужно внедрить новые результативные технологии и сеять такие сельхозкультуры, которые не требуют большого количества воды, как рис или хлопок. Однако, похоже, это даже не обсуждается китайскими властями. По не официальной информации, КНР собирается увеличить производство риса, для этого пастбища и заросли кустарника будут разработаны под орошаемые сельхозугодья. Следствием чего станет еще большее снижение уровня воды в реке и Балхашу ее будет доставаться еще меньше. А ведь сегодняшнее потребление воды уже привело к тому, что уровень воды в Или половину времени итак меньше нормы, которая нужна для восполнения, и именно из-за этого, скорее всего, происходит деградация растительности в низменности в низовьях реки.
По мнению многих экспертов, в течение следующих 40 лет озеро будет получать крайне малый объем воды, поэтому шансы на его спасение очень низкие. К слову говоря, ранее Балхаш уже был на грани уничтожения, это было в 70-х прошлого столетия, в то время было построено Капчагайское водохранилище для обеспечения Алматы электроэнергией, и, когда водохранилище наполнялось водой, ее уровень в озере снижался, это длилось на протяжении 17 лет. И только в 2005 году объем воды в Балхаше восстановился.
Помимо Балхаша и Или, подобная проблема существует и с Иртышом, который из-за Китая также может стать цепью болот и стоячих вод. С Иртыша китайцы берут воду для центра нефтегазовой промышленности Синьцзяня — города Карамай. Ранее там стартовало возведение одного из самых крупных в регионе нефтехранилища, поэтому забор воды им будет увеличен в промышленных целях. Еще ранее они построили каналы Черный Иртыш-Карамай и Иртыш-Урумчи. Первый канал перекидывает часть стока Иртыша в озеро Улюнгур, площадь которого на протяжении последних десятилетий увеличилась на 200 кв. м. Второй канал снабжает водой Таримский бассейн, в котором были найдены крупные месторождения нефти и газа. Сейчас он находится в активной разработке, поэтому забор воды также возрастет еще. По планам Пекина, пропуск воды по обоим сооружениям составит свыше 6 куб. км в год.
Нельзя сказать, что Китай совсем бездействует в этом вопросе, его ученые проводят свои исследования и пытаются выяснить причины обмеления и опустынивания. Так, скоро будет опубликован доклад, в котором будет представлен анализ поступающих в Или вод, в нем сообщается, что концентрация пестицидов с обоих сторон границы находится на уровне от низкой до умеренной, если сравнивать с реками других стран. В другом докладе китайских ученых говорится об изменениях на озерах в нашей стране, но Балхаш в нем почти не упомянут.
В настоящее время проблема опустынивания для Восточного Казахстана встает ребром из-за нерационального использования воды трансграничных рек, связанного с активным возделыванием земель. При этом идет увеличение количества посевов технических культур на территории республики в интересах опять же китайской промышленности. Получается, происходит двойная эксплуатация водных ресурсов, способствующих росту экономического потенциала соседнего Синьцзян-Уйгурского автономного района, которая может обернуться для Казахстана экологической катастрофой. Примечательно, что казахстанское правительство не предпринимает серьезных мер, чтобы остановить этот процесс и воздействовать на соседа с целью проведения переговоров на высшем уровне по этой проблематике. Страусиная политика до добра в конечном итоге не доведет.
Ажар Ибраева, политический обозреватель, специально для “Эха Казахстана”
Фото: ritmeurasia.org