На сегодняшний день из 24 трансграничных рек, протекающих по территории Казахстана и Китая, самыми важными являются Иртыш и Или. Львиная доля их воды забирается для индустриализации Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Учитывая, что развитие Синьцзяна ведет к нехватке воды в нашей стране, а Пекин не спешит заключать соглашение об эффективном распределении водных ресурсов, восточная часть Казахстана рискует превратиться в пустыню.
Почему наша республика испытывает дефицит водных ресурсов? Всему виной огромное число гидросооружений и каналов, построенных Китаем. Они препятствуют водотоку рек, что в свою очередь оказывает негативное воздействие на сельское хозяйство и экологию значительной части Казахстана. К примеру, только в бассейне реки Или китайская сторона возвела 130 гидросооружений и 13 водохранилищ, которые снабжают водой Синьцзян.
В 2007 году Казахстан даже пытался урегулировать проблемный вопрос с водными ресурсами, предложив КНР льготный контракт сроком на 10 лет на поставки продовольствия в Синьцзян в обмен на увеличение объема стока рек в озеро Балхаш. Однако китайская сторона отказалась от предложения по совместному использованию водных ресурсов. Видимо, принудительный захват Пекин более чем устраивает.
Особую настороженность вызывает обмеление реки Иртыш, ведь она является основной водной артерией северного и восточного регионов Казахстана. В бассейне этой реки расположены такие крупные промышленные города, как Усть-Каменогорск, Семипалатинск и Павлодар. Сегодня общий годовой сток Иртыша на границе Китая и Казахстана оценивается в среднем в 9,6 км³. Если учесть то, что за последние годы он уменьшился почти в три раза, масштабы катастрофы, которую нам преподносит Китай, налицо.
Казахстан также пытался решить водный вопрос с привлечением Российской Федерации, предлагая китайской стороне провести трехсторонние переговоры, чтобы, наконец, заключить соглашение об использовании водных ресурсов. Однако, как и в 2007 году, наша страна получила отказ.
Водные ресурсы всецело сейчас тратятся Пекином для роста сельскохозяйственного и промышленного потенциала Синьцзяна, который становится геополитическим плацдармом для дальнейшей китайский экспансии в Казахстане и Центральной Азии. При этом экологические проблемы и опустынивание земель у соседей руководство КНР не интересует и даже выгодны, так как в результате подрывается экономический потенциал бывших среднеазиатских советских республик, которые еще больше слабеют и становятся удобной добычей для дальнейшего поглощения.
Нурлан Фадеев, политический обозреватель, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: orientaltravel.ru