Известный политолог, а в прошлом казахстанский дипломат Казбек Бейсебаев ответил на вопросы «Эха Казахстана» по поводу ситуации, сложившейся в стране в результате гибели гражданского активиста Дулата Агадила и предложенных правительством новых законов в рамках, объявленных реформ.
– Э.К. В стране сейчас достаточно напряженная ситуация, ведь за короткий период произошли события в Кордае, а уже 25 февраля в СИЗО Нур-Султана скончался гражданский активист Дулат Агадил, что спровоцировало новый виток митингов. Как Вы оцениваете реакцию официальных властей на гибель активиста и на прошедшие акции? Насколько она была адекватной?
– К.Б. Со стороны властей должной реакции еще не было, а было лишь объяснение причин смерти гражданского активиста. Тем более, после этих объяснений вопросов осталось еще много. Поэтому говорить о реакции властей можно будет тогда, когда будет проведено объективное расследование случившегося в СИЗО, когда будут выявлены обстоятельства его задержания, приведшие к смерти. Поскольку смерть была в СИЗО, поэтому полную ответственность за смерть Дулата Агадила несут власти. Вот, когда виновные будут наказаны, то тогда можно будет говорить о реакции властей.
Касательно реакции на акции, то они были привычные: людей хватали до акций и во время акций и в автозаки. Увы, это наши реалии.
– Э.К. Недавно министром информации Абаевым был анонсирован проект закона о порядке проведения мирных митингов. Насколько, по Вашему мнению, новый закон облегчает гражданам проведение публичных мероприятий?
– К.Б. Сразу скажу, что данный законопроект не решает и не даёт главного – право граждан на мирное выражение своей позиции. Как мне кажется, наши разработчики шествия граждан и митинги свели к одному. Тут потребуется пояснение. Когда нужно провести шествие, как это делали желтые жилеты во Франции и недавно в Москве в память Бориса Немцова, то, конечно, нужно разрешение властей. И это нормально, ведь надо согласовывать маршрут следования и время. Когда нужно просто собраться и выразить свою позицию, то здесь никакого разрешения не надо. Главное не нарушать общественный порядок. Поэтому назовем вещи своими именами, наши власти просто хотят держать под контролем любое движение граждан. Не разрешать, а держать всё под контролем – это такой стиль работы наших властей, который мы наблюдаем уже много лет.
– Э.К. С чем связана очередная пертурбация состава НСОД? Старый состав не справился с поставленными задачами? Недавно, кстати, из НСОД вышел редактор казахоязычной редакции журнала Форбс.
– К.Б. Надо сказать, что принцип ротации членов НСОД был заложен при его создании. Поэтому в уходе одних и приходе других членов нет ничего необычного. Вопрос в другом, а что вообще сделал НСОД и его члены? Кстати, НСОД, за исключением одного-двух членов, ничего не высказал по поводу смерти Дулата Агадила. НСОД, как орган представляющий гражданское общество, должен быть публичным и открытым, а мы граждане как-то не очень проинформированы о его деятельности.
Про НСОД очень хорошо сказал один известный общественный деятель, который как раз по плану ротации покинул его: «Это, прежде всего, связано с тем, что я как бы с самого начала не воспринимал это всерьез. Это обычный консультативный орган, который практически ничего не решает». Как говорится, нам простым гражданам добавить к этому нечего.
-Э.К. Вообще, по Вашему мнению, обещанные реформы, связанные с изменением законодательства о партиях, собраниях и в других законах, и их реализация оправдали ожидания общества?
– К.Б. Может быть, что-то из обещанных реформ и готовится в недрах определённых структур, но об этом ничего не говорится. Таким образом, пока мы слышали только слова о намерениях. Общество давно ждет реформы. Если его ожидания не оправдаются, то, как мы знаем из истории, местом выражения требований реформ становится улица. Всё будет зависеть от того, какой градус недовольства будет у общества. Сейчас много разных причин, способствующих повышению этого градуса. Скоро нас ожидает потоп от таяния снега, которого в этом году много, и это тоже добавит в общий градус недовольства.
– Э.К. С чем Вы связываете освобождение по УДО Мухтара Джакишева?
– К.Б. Освобождение Мухтара Джакишева это как раз связано с желанием властей как-то снизить градус недовольства в обществе. Не будем забывать, что его освободили по УДО по состоянию здоровья и он из 14 лет отсидел десять и до этого ему в досрочном освобождении постоянно отказывали.
– Э.К. Каков Ваш прогноз предстоящего Политсовета Нур-Отана? Стоит ли ждать чего-то неожиданного или выдвижения предвыборной программы?
– К.Б. Конечно, многое ожидается от этого предстоящего заседания Политсовета правящей партии Нур Отан. Главный вопрос пока один – будут ли инициированы досрочные парламентские выборы и выборы в маслихаты. От этого будет многое зависеть в стране. Возможно, нуротановцы что-то еще инициируют.
Еще один важный вопрос – будет ли там на заседании принимать участие президент. По закону все государственные служащие в своей работе не связаны с решениями политических партий. Поэтому подождем, посмотрим.
Фото: ehonews.kz