Касым-Жомарт Токаев 21 октября объявил дату предстоящих парламентских выборов, что уже вызвало волну обсуждений в социальных сетях и в экспертном сообществе. Известный казахстанский политолог и бывший дипломат Казбек Бейсебаев ответил на вопросы «Эха Казахстана», прокомментировав данное решение президента и рассказав о возможных перспективах развития политической ситуации.
– Э.К. В связи с чем выбрана именно эта дата 10 января? Это как-то связано с вопросами регулирования явки избирателей?
– К.Б. Во-первых, согласно действующему законодательству, выборы должны быть проведены за два месяца до окончания полномочий депутатов мажилиса. Таким образом, дата вполне законная. В то же время, законодательство позволяет провести выборы и пораньше, за пять месяцев. В этой связи надо сказать, что у нас принято проводить выборы в предновогодний и посленовогодний период. На мой взгляд, это связано с рядом причин. Во-первых, в это время холодно и активность граждан снижается. Сложно в морозы проводить митинги. Во-вторых, из-за новогодних отпусков не все международные наблюдатели могут приехать.
– Э.К. Почему, по Вашему мнению, власти не создали новых политических игроков для дробления протестного электората? Ведь остались только шесть партий, большинство из которых были и остаются малоактивными.
– К.Б. Действительно, в интересах власти надо было разделить протестный электорат и с этой целью можно было создать одну квазиоппозиционную партию. Но не ничего не было сделано. Полагаю, что это также связано с наличием двух центров принятия решений. Акорда и Библиотека не пришли к единому мнению насчет новых партий и, видимо, решили оставить существующий статус кво. С другой стороны, они опасаются, что протестное движение может выйти из-под контроля. Поэтому решили не рисковать и ограничиться существующими шестью партиями.
– Э.К. Сейчас в СМИ и в социальных сетях распространяются результаты опросов, по которым Нур Отан якобы наберет на предстоящих выборах 80–76 процентов голосов. Как Вы считаете, не подготовка ли это общественного мнения к тому, что именно такие цифры и будут озвучены в итоге?
– К.Б. Да, это подготовка общественного мнения к будущим результатам. Чтобы потом официальные политологи сказали, что выборы подтвердили опросы общественного мнения накануне выборов.
Если даже допустить, что Нур Отан получит озвученные 76-80 %, то за нею должен быть большой багаж положительных результатов в виде введенных производств, построенных дорог и социальных объектов, и много чего. Но ничего такого нет. Мы только слышим, как поймали за руку очередного чиновника коррупционера. Пандемия обнажила все проблемы власти. Чего стоит ситуация с искусственным дефицитом лекарств… Поэтому, в очередной раз наши власти выдают желаемое за действительное. Впрочем, они всегда так поступают.
– Э.К. Если исходить из заявленных цифр, то в парламент снова попадут только три партии. Остальные две будут теми же – Ак жол и КНПК?
– К.Б. Думаю, что именно такой сценарий уже разработан. У нас же партия Ак жол, которая всегда была и есть союзница Нур Отан, сама себя объявила оппозиционной партий. Видимо, Ак жол вместе с народными коммунистами будут в парламенте представлять «оппозицию». Допускаю, что есть вариант, когда одну из трех оставшихся партий. Возможно, с учетом актуальности сельской темы — это будет партия Ауыл.
– Э.К. Насколько подобная схема будет способствовать стабильности политической системы в перспективе?
– К.Б. Эта схема не может существовать долго. Более того, она будет рушить изнутри всю систему управления страной. Наша система управления страной – суперпрезидентская, т.е. не предусматривает сильный парламент. У нас сейчас наличие двух центров дезорганизует работу государственных органов. Если Нур Отан после выборов официально станет центром власти, то чиновники без всякой оппозиции будут бороться сами с собой. Или надо будет менять форму правления с президентской на парламентскую, но на это власти вряд ли пойдут.
– Э.К. Возможно ли после этого усиление роли парламента и постепенное уменьшение роли президента?
– К.Б. Возможно, но это делается не с целью перехода к парламентской форме правления. Нельзя это также рассматривать, как шаг к демократии.
Это будет делаться с одной целью – перераспределить полномочия от президента к премьер-министру. Грубо говоря, надо будет официально забрать значительную часть властных полномочий у действующего президента и покончить со вторым центром конкурентом, чтобы в итоге вся власть в стране принадлежала людям из Библиотеки.
Фото: dw.com