Известный казахстанский политолог и бывший дипломат Казбек Бейсебаев ответил на ряд вопросов «Эха Казахстана», прокомментировав наиболее значимые темы, которые больше всего обсуждаются в СМИ и социальных сетях.
– Э.К. Как Вы прокомментируете протест Генерального прокурора с требованием возвращения изъятого ранее имущества и активов экс-акиму Атырауской области Бергею Рысклиеву? Как это расценивать? Ведь судебный процесс и обвинение по делу ОПГ поддерживался всё той же Генеральной прокуратурой?
– К.Б. Возвращение конфискованного имущества бывшему акиму Аытрауской области Бергею Рыскалиеву с сохранением наказания – это какой-то ноу хау казахстанского правосудия. По идее, надо привлекать к ответственности Генеральную прокуратуру, по требованию которой сначала отобрали всё имущество, нажитое бывшим акимом непосильным трудом, а потом всё это имущество вернули.
С другой стороны, этот случай показывает, что Генеральная прокуратура, которая предназначена стоять на страже закона, сама же является его нарушителем.
Секрет полишинеля, что бывший аким шантажировал первого президента каким-то видео и отмена конфискации имущества есть некая договоренность между сторонами. Об этом видео впервые заговорили после брюссельского форума “Жана Казахстан” в 2018 году, в котором принял участие и бывший аким Атырауской области.
Как известно, Верховный суд удовлетворил ходатайство Генеральной прокуратуры и постановил вернуть конфискованное имущество Бергею Рыскалиеву и его партнерам. Здесь нам просто остается задаться вопросом из известной комедии Грибоедова: а судьи кто?
– Э.К. Будет ли решение суда о возвращении этого имущества иметь какие-то политические последствия или станет неким прецедентом, хотя у нас и нет прецедентного права?
– К.Б. Если создан прецедент, то скорее, такие ходатайства должны повториться. Однако, дело не в этом. Дело в том, что этот случай возврата показывает, что путем шантажа можно поменять решение суда. И это гораздо опаснее.
– Э.К. В социальных сетях сейчас активно обсуждается еще один скандал, связанный с передачей земель национальных парков частным компаниям. С чем, по Вашему мнению, связан этот процесс и почему сделки и тендеры по ним не являются достоянием гласности?
– К.Б. В нашей стране все решения принимаются кулуарно и тайно. И так уже 30 лет. Власти мнением граждан не интересуются, а только ставят их перед фактом. Просто это дело приобрело огласку только из-за того, что передали земли Иле Алатауского национального парка. Кроме того, это горы, ущелья, речки и вся природа Заилийского Алатау, который рядом с Алматы и где живут активные граждане.
В этой истории столько много странного. Тендер выиграла некая частная компания «Култау и К», которая обещала привлечь инвестиции и создать отечественный Стоунхедж.
И тут выясняется интересное. Финансовым гарантом «Култау и К» выступил АО «Исламский банк «Al Hilal» из Объединенных Арабских Эмиратов. Как мы знаем, кто дает деньги, тот и является фактическим хозяином. Получается, что за казахстанской частной компанией стоит иностранный банк.
А как быть с утверждением, что земли иностранцам в аренду не выдаются? Стоит также обратить внимание на наши особые отношения с Объединенными Арабскими Эмиратами. Первый президент шестнадцать раз посещал с разными визитами ОАЭ, а глава Эмиратов шейх Халиф бен Заида Аль Нахаяна у нас был семь раз. Может быть, эти обстоятельства позволили банку из ОАЭ стать финансовым гарантом проекта?
Еще один момент, которые вызывает вопросы. Передачу земель национального парка положительно восприняли некоторые публичные личности, которые всегда ассоциировали себя патриотами родной земли и Отечества.
– Э.К. По Вашему мнению, целая череда арестов гражданских активистов и возбуждение против них уголовных дел, признание ряда движений экстремистскими, запрет на проведение митингов и разгон акций протеста не развеяли ли надежды граждан на либерализацию и демократизацию сверху?
– К.Б. К сожалению, митинги по новым правилам закончились по-старому, т.е. задержаниями, автозаками и судами. Скажем так, власти, обещавшие слышать, ничего не услышали.
– Э.К. Во второй половине этого года стартует предвыборная кампания в Мажилис и маслихаты, в связи с чем уже начинается формальная активность в СМИ трех парламентских партий. В связи с принятием нового закона о партиях и о парламентской оппозиции Вы ожидаете сюрпризов, или кампания пройдет по накатанной с участием всё тех же игроков?
– К.Б. Безусловно, власти намерены провести предстоящие выборы по – своему и как раньше. Допускаю, что и сценарий уже готов. Однако, как говорится, они предполагают, а располагают обстоятельства. А эти обстоятельства не в пользу властей. Во-первых, ухудшение социально-экономического положения граждан и всем стало тяжело жить. Во-вторых, растет протестное настроение и это уже видно. Скажем, власти будет непросто обеспечить победу правящей партии Нур Отан на прежнем уровне 70-80%. С другой стороны, в силу сложившегося положения, когда имеем Акорду и Библиотеку, на этих выборах власти будет сложно выступать единой командой. На прошлых президентских выборах граждане показали себя, поэтому не исключаю, что они и на этих выборах не будут молчаливыми статистами.
– Э.К. Партия «Ак жол» предложила в парламенте признать Ашаршылык («Голодомор») и сейчас выдвигаются идеи принять соответствующий закон, инициировала закон о парламентской оппозиции, ее члены периодически предлагают переименовать областные центры. Такое заигрывание с национал-патриотическим электоратом способно ли превратить данную партию в подобие «оппозиции» в Мажилисе? Насколько казахстанцы способны поверить этому?
– К.Б. У нас партия «Ак жол» неожиданно и указом президента превратилась в оппозиционную партию. Пройти в парламент, как союзник правящей партии, а потом стать оппозицией – это, наверно, наш политический ноу хау. «Ак жол», который всегда был верным партнером Нур Отан, не случайно взялся за тему Ашаршылык. Это политтехнологии. Полагаю, что власти решили отдать «Ак жолу» всю национал-патриотическую тему. Так они хотят оттянуть на себя часть казахского электората. Но наш народ уже разборчив и его уже не проведешь. Все же видели, как лидер партии «Ак жол» искренне плакал, когда услышал об уходе Елбасы. Стране нужны перемены, а на их проведение ни «Нур Отан», ни «Ак жол» вместе и раздельно не способны.
Фото: old.liter.kz