В понедельник Нурсултан Назарбаев объявил о процессе выборов внутри правящей партии Нур Отан, где впервые будет применена система праймериз. Известный казахстанский политолог и бывший дипломат Казбек Бейсебаев ответил на ряд вопросов «Эха Казахстана», прокомментировав возможность внеочередных выборов в Мажилис и тактику Нур Отана.
– Э.К. Способен ли объявленный праймериз партии Нур Отан вдохнуть свежие силы в эту организацию и обновить её?
– К.Б. Наверно, сам Нур Отан надеется, что объявленный праймериз вдохнет свежие силы в партию. Однако вряд ли. Новые силы надо было рекрутировать раньше и регулярно. Мы же на прошлых выборах видели, что Нур Отан к выборам привлекал в свои ряды известных людей и этим всё заканчивалось. Партия Нур Отан и ее руководство должны осознавать, что они, как уже много лет правящая партия, несут полную ответственность за всё происходящее в стране. Прямо скажем, особых успехов у партии нет. А пандемия только выявила многие нерешаемые годами проблемы.
– Э.К. Можно ли назвать объявление праймериз началом предвыборной кампании в парламент?
– К.Б. Да, так и есть. Недавно министерство образования объявило даты школьных каникул нового учебного года. Как мы все знаем, учителя являются членами избирательных комиссий. Поэтому полагаю, что выборы в парламент пройдут во время осенних или зимних каникул.
– Э.К. Возможно ли объявление досрочных выборов уже осенью после завершения праймериз в Нур Отане?
– К.Б. Сейчас нет смысла в досрочных выборах. Хотя допускаю, что это было бы в интересах партии Нур Отан, которой надо, пока народ не пришел в себя от пандемии, быстро провести своих людей в парламент. Но не думаю, что здесь интересы Нур Отана и Акорды совпадают.
– Э.К. Есть ли реальная альтернатива Нур Отану среди партий, многие из которых являются её сателлитами?
– К.Б. Внешне альтернативы Нур Отану как будто бы нет. Хотя бы потому, что все другие партии не обладают такими административными и финансовыми ресурсами, как Нур Отан. Следует напомнить, что все акимы районов и областей являются руководителями филиалов Нур Отан. Однако, с другой стороны, определенная альтернатива есть, и это альтернатива голосовать против Нур Отан, то есть, за любую партию. Если Нур Отан не получит поддержки на предстоящих парламентских выборах и получит меньше 50% голосов, то можно ставить вопрос о смене всех акимов. Если Нур Отан получит меньше 30% голосов, то можно уже требовать ухода всех акимов и выбора новых. Как видите, альтернатива Нур Отану есть и это протестное голосование.
– Э.К. Способны ли, на Ваш взгляд, происходящие события в Беларуси, связанные также с выборами, повлиять на настроения казахстанских граждан и на внутриполитическую ситуацию в нашей стране до и после парламентских выборов?
– К.Б. Да. События в Беларуси влияют на настроение казахстанских граждан. Глядя на белорусов, казахстанцы зададутся вопросом: а почему мы не может требовать, как они? Так что по любому волна из Беларуси до нас дошла.
– Э.К. Как Вы считаете, решения судов в США и странах ЕС по делу молдавского олигарха Анатола Стати способны ли стать инструментом влияния на казахстанское руководство, как это, например, было перед визитом Назарбаева в Вашингтон в яваре 2018 года. Тогда в декабре 2017-го года в США заблокировали активы Национального фонда в 22 миллиарда. Каковы могут последствия этого дела для страны?
– К.Б. Дело Стати, как Дамоклов меч, уже много лет висит над нашим правительством. С учетом того, что мы все знаем, кто контролирует мировую банковскую систему, это сильный инструмент давления на власти Казахстана. Конечно, Вашингтон будет использовать этот фактор в отношении нас. По последним данным, дело Стати движется к завершению и наши позиции, скажем прямо, не очень сильные. По всей видимости, нам придется заплатить требуемую сумму более 500 миллионов долларов этому Стати. Кроме того, судами заблокированы наши акции на сумму 6,2 миллиарда долларов. И это при том, что наш министр юстиции всё время говорит, что он успешно ведет борьбу со Стати.
Власти информацией о средствах Нацфонда с нами, гражданами, не очень делятся. Как мы знаем, деньги имеют свойство заканчиваться. Поэтому полагаю, что у нас с деньгами в Нацфонде большая напряженка.
Фото: Sputniknews.kz