Восемь лет прошло с того момента, когда в городе Жанаозене Мангистауской области работники, бастовавшие до этого почти восемь месяцев, были расстреляны сотрудниками ОМОНа и полиции. В тот день по официальной версии погибло 15 человек, а по мнению правозащитников и профсоюзных активистов не менее 70-ти. В городе на два месяца было введено чрезвычайное положение, а сотни активистов было арестованы.
Все началось с того, что китайские менеджеры компании «Каражанбасмунайгаз» отказались признавать результаты внеочередной отчетно-выборной профсоюзной конференции, прошедшей в апреле 2011 года, отдав указание арестовать офис профсоюза, документацию и кассу с членскими взносами. После этого в начале мая начались голодовки на месторождениях в Мангистауской области с требованием снять арест с помещения и профсоюзной кассы. Но, по инициативе управляющего компанией Юань Му в отношении юриста профсоюза Натальи Соколовой было возбуждено уголовное дело по статье за разжигание социальной розни, а через некоторое время она была арестована вместе с рабочим лидером Акжанатом Аминовым.
Эти аресты и спровоцировали рабочих двух дочерних компаний КазМунайГаза «Каражанбасмунайгаз» и «ОзенМунайГаз» начать полномасштабную забастовку, которая привела к остановке добычи на целом ряде месторождений. Бастующие, помимо социальных требований повышения заработной платы и улучшения условий труда, выдвинули лозунги свободы профсоюзной деятельности, национализации всей добывающей промышленности под контролем трудовых коллективов и призвали освободить своих лидеров. Последующее осуждение Натальи Соколовой на 6 лет, а Акжаната Аминова на 2 года лишь усилило желание рабочих продолжать забастовку.
С июля 2011 года каждодневные митинги бастующих шли уже на центральной площади Жанаозена, а также на автовокзале в Актау, где их постоянно поддерживали местные жители, а также нефтяники с соседних добывающих компаний, которые не прекратили работу. Надо отметить, что представители власти и компаний так и не провели с бастующими серьезных переговоров, отвергая все требования протестующих. По мере продолжения забастовки, настроения бастующих и жителей региона сильно политизировались.
16 декабря рабочим комитетом нефтяников был назначен митинг, на котором должны были быть озвучены требования политического характера. В этот день местные власти установили на центральной площади Жанаозена юрты, сцену, елку и другие временные конструкции, отказав в проведении акции протеста. Одновременно с этим в городе неизвестные в масках стали крушить и поджигать магазины и государственные учреждения. Никто из них так и не был пойман полицейскими. Это и стало причиной разгона митинга бастующих с применением оружия.
Затем уже в 2012 году, 37 нефтяников и жителей Жанаозена и станции Шетпе предстали перед судом по обвинению в организации массовых беспорядков, и 25 из них были осуждены на разные сроки заключения. Большая часть обвиненных на суде заявили, что подверглись пыткам во время следствия. Помимо этого, несколько тысяч бастующих были уволены и затем так и не восстановлены на свои прежние места, что привело уже в этом году к появлению движения безработных, лидер которых Ержан Ешильбаев осужден на 5 лет заключения по обвинению в нападении на прохожего трехлетней давности.
В обществе до сих пор нет однозначного мнения об этом, так как представители правящей партии, руководства федерации профсоюзов и власти все еще придерживаются официальной версии, озвученной в суде, хотя в прессе уже появлялись материалы, показывающие причастность людей бывшего акима соседней Атырауской области Бергея Рыскалиева, проживающего сейчас в Лондоне, к подготовке и проведению погромов 16 декабря в Жанаозене. Но эта информация так и не была использована для инициирования серьезного расследования.
Каждый год в этот день различные инициативные и общественные группы проводят поминальные акции, отказываясь признавать этот день праздничным. Так совпало, что одновременно эта дата считается Днем Независимости с момента выступления студентов декабря 1986 года, которые уже с 1992 года объявлены мучениками и борцами за свободу. Не исключено, что по прошествии лет и участники забастовки нефтяников в Мангистауской области также будут признаны несправедливо осужденными.
Фото: dw.com