Английский ресурс «openDemocracy», за которым стоит фонд Atlantic Philanthropies и фонд Братьев Рокфеллер выпустил интересный материал с исследованием общественного мнения казахстанцев, которые все более негативно относятся к роли США и Китая в Центральной Азии и Казахстане и наоборот достаточно доброжелательно настроены к России, рассматривая её в качестве основного союзника. Примечательно, что к такому выводу пришел именно западный ресурс, которого трудно заподозрить в излишних симпатиях к Москве, в связи с чем приведенные данные общественных настроений можно рассматривать как вполне объективные.
Авторы исследования считают, что пандемия COVID-19 открыла новый фронт в конкурентной борьбе великих держав, в том числе, и за Центральную Азию. Но несмотря на пропагандистские усилия Китая и США в деле оказания гуманитарной помощи и рекламы своих методов борьбы с заболеванием и кризисными явлениями, отношение к ним среди жителей Казахстана, которые подвергаются различным политехнологическим приемам «мягкой силы», со временем только ухудшается.
Аналитики признают при этом, что неоспоримым авторитетом на просторах бывшей советской республики пользуется только Россия. Так по оценкам издания, РФ находится сейчас вне конкуренции относительно предпочтения граждан. «Наш опрос показывает, что Россия остается первой среди всех внешних участников: 49 процентов казахстанских респондентов удовлетворены такими отношениями, как они есть, а 26 процентов хотели бы еще более тесных отношений», – указывают в «openDemocracy». И в качестве главного друга и союзника северного соседа выбрали 51% опрошенных респондентов.
Правда, на изменение отношений к России, по мнению исследователей, пытаются активно играть еще с начала 2010-х годов различного рода националистические, антироссийские группы. Их деятельность, которая щедро финансируются определенными силами как вовне, так и внутри страны, привела к тому, что 17% казахстанцев все же считают важным снизить уровень влияния северного соседа на принятие решений руководством страны. Примечательно, что исследователи отметили возросшую медийную роль таких групп, которые могут играть в интересах США и Китая.
Но несмотря на все эти усилия подвинуть Россию в рейтингах за последние годы серьезно не удалось, а негатив в отношении Вашингтона и Пекина только возрос. Особенно это касается американцев, так как по оценке издания только 23 процента удовлетворены степенью американского присутствия в стране против 65 процентов, которые предпочли бы меньшее взаимодействие с США. При этом авторы ссылаются и на другие опросы и исследования, проведенные в тех же штатах и европейских странах, что еще больше подкрепляет показанную динамику.
«Эта негативная тенденция уже была подтверждена другими исследованиями, такими как Gallup, которая более десяти лет демонстрировала низкую благоприятность для США: одобрение казахстанцами руководства США снизилось с и без того низких 37 процентов в 2013 году до впечатляющих восьми процентов в 2015 году. Хотя этот показатель частично восстановился, до 24 процентов в 2017 году, он все еще остается ниже докризисного уровня. США обычно обвиняют в агрессивной внешней политике, особенно в отношении мусульманского мира и России, в продвижении «морально коррумпированных» ценностей, таких как права ЛГБТ, и «культурного империализма»», – отмечают в издании.
При этом авторы исследования приходят к выводу, что Поднебесная оказалась в той же категории нежелательных партнеров что и штаты, так как только 24% казахстанцев удовлетворены нынешним присутствием китайского капитала в Казахстане, тогда как 55% требуют его уменьшения. Есть несколько причин для таких низких результатов: страх за суверенитет Казахстана вокруг вопроса об аренде иностранными гражданами сельскохозяйственных земель, обиды на то, как китайские фирмы работают в стране, создавая экологические проблемы, опасения по поводу долга Казахстана перед Пекином и глубоко укоренившаяся культурная вражда. Но если Китай еще имеет какой-то потенциал для усиления своего влияния, то американцы, по мнению авторов, практически не имеют никаких шансов.
«В то время как Китай может еще бороться с 12 процентами, требующими большего присутствия – это означает, что электораты с прокитайскими позициями действительно существуют, то США наименее популярны, и только четыре процента надеются на большее взаимодействие с Вашингтоном», – утверждают в «openDemocracy».
Ни одна из этих двух стран не рассматривается в качестве потенциальной модели развития Казахстана: здесь США получают всего 3,9 процента, а Китай остается на очень низком уровне 3,2 процента, подтверждая, что политические системы обеих стран не привлекают казахстанцев. Считается, что американская политика пронизана моральными ценностями, которые считаются слишком либеральными или даже декадентскими, в то время как в доминирующей системе Коммунистической партии Китая нет сторонников в Казахстане.
По мнению авторов, США и Китаю придется приложить еще немало усилий, чтобы улучшить свой имидж и противостоять негативу, который они вызывают у населения Казахстана. При этом в «openDemocracy» этот негатив объясняют по-разному. «В частности, антиамериканская позиция казахстанского общественного мнения авторы связывают с влиянием СМИ, в то время как антикитайские настроения прямо противоречат официальной позиции казахстанских властей о дружбе с Пекином. Широкое понимание COVID-19 как «китайского вируса» только усилит эту враждебность», – предполагают в издании.
Ведущий сотрудник центра анализа интеграционных процессов Улугбек Бабагулов считает, что эта публикация на одном из известных западных ресурсов говорит о многом, так как в целом анализ предпочтений верен. Это, конечно, создает основу для дальнейшей ориентации Казахстана, так как народ в своей массе безусловно предпочитает интеграционные процессы внешнему империалистическому влиянию, которое воспринимается как вмешательство. Но настроения граждан, к сожалению, мало влияют на текущую политику, хоть и противоречат некоторым официальным установкам.
«Несмотря на объективность подхода в изучении общественного мнения, надо все же критически отнестись к материалу в целом, так как, например, антиамериканские настроения полностью увязываются к влиянию российских и местных изданий. Основой же близких отношений многонационального народа Казахстана с народом России являются в первую очередь общая история, традиции и единое социокультурное постсоветское пространство. Поэтому и отношение к США у граждан нашей страны соответствующее, что и у россиян. Но общее направление умонастроений журналистами передано верно – казахстанцы стремятся к объединению и связывают свое будущее именно с союзом с Россией», – считает эксперт.
Признание некоторых западных СМИ этой ситуации, по мнению Бабагулова, говорит о том, что соответствующие центры принятия решений, что в Вашингтоне, что в Пекине, будут предпринимать новые политические, экономические и пропагандистские усилия, чтобы укрепить свои позиции в Казахстане.
«Эти опросы и зондаж общественного мнения говорят о попытках нащупать новые подходы и через замеры настроений казахстанцев скорректировать свою работу в деле более эффективной пропаганды с целью улучшения своего имиджа. Сейчас американские и китайские политтехнологи будут строить свои планы, делая упор на подрастающую и учащуюся молодежь, за умы которой и пойдет сейчас основная борьба в ближайшем десятилетии. Нам в свою очередь нужно сделать все, чтобы пресечь деструктивное внешнее влияние, а властям, в свою очередь, надо прислушаться к мнению своего народа, который не желает американского и китайского присутствия», – указывает У.Бабагулов.
Фото: Iz.ru