В уральском городском суде вынесен приговор 19-летнему Абаю Хамзулинову, который в январе этого года был освобожден из плена в Сирии.
Сразу по прибытии на родину парня поместили в изолятор временного содержания и завели на него уголовное дело по статье “Участие в террористической организации”. По версии следствия, Абай Хамзулинов принимал участие в операциях группировки ИГИЛ (запрещена в Казахстане).
“Суд признал Хамзулинова виновным по статье 257, части 2 “Участие в террористических организациях” и приговорил его к восьми годам колонии общего режима”, – огласила приговор судья Найля Джунусова.
Фильм о вернувшихся из Сирии казахстанцах опубликовал КНБ
Это минимальное наказание по данной статье, уточнила судья. Такое наказание для 19-летнего парня просил и прокурор во время прений.
“Мы не согласны с решением суда, ведь Абай ни в чем не виноват. Он никогда не участвовал в военных действиях и не организовывал теракты. Все, что было у следствия в доказательной базе, это то, что Абай был в Сирии в военном лагере, куда его заставили пойти”, – заявила сестра осужденного Сауле Курьян после суда.
По словам родных, родители Абая Хамзулинова увезли его в Турцию, когда мальчику было 15 лет. Причиной поездки в Сирию стали религиозные взгляды отца семейства. Кроме Абая, в семье есть и младшая сестра. Мать Абая вместе с его сестренкой оставались в Турции, а отец забрал сына и пересек границу с Сирией.
Через год, когда Абаю исполнилось 16 лет, его забрали в военный подготовительный лагерь для детей на территории Сирии. Это обязательное условие для всех подростков, говорят родственники Абая. Через год подросток бежал оттуда и попал в плен к курдам.
“Из плена Абай писал письма правительству Казахстана, в Красный крест, чтобы его освободили. Он хотел вернуться в Казахстан, к родным. И хотя у него была возможность уехать в Европу или Америку, он выбрал родину. Братишка даже подумать не мог, что после таких потрясений и возвращения на родину в 18 лет тут его посадят”, – говорит Сауле Курьян.
В КНБ объяснили, зачем нужно возвращать казахстанцев из Сирии
Родные пытались убедить суд, что 19-летний юноша (Абаю исполнилось 19 в мае, когда он сидел в ИВС) ни в чем не виноват, и просили суд переквалифицировать статью на 260-ю – “Прохождение террористической или экстремистской подготовки”.
“Мы признаем, что он проходил подготовку, но участия в терактах Абай не принимал. Теперь его осудили на восемь лет. Хотя с ним из Сирии приехали мужчины, которых осудили по трем статьям на тот же срок. Суд не захотел нас услышать”, – отметила Сауле Курьян.
Сейчас родные намерены оспаривать решение суда первой инстанции и подавать апелляционную жалобу в областную коллегию.
В настоящее время все члены семьи Абая находятся в Казахстане. Его отец находится под стражей и привлекается к уголовной ответственности по обвинению в терроризме и экстремизме.
“И тогда ей дают пояс шахида”. Фильм об осужденных казахстанках покажет КНБ
В начале 2019 года казахстанские спецслужбы сумели вернуть 47 граждан страны на родину из зоны боевых действий в Сирии. Мужчины, женщины и дети, ставшие заложниками террористов, через родных просили о помощи. В 2012-2015 годы завербованные казахстанцы чаще всего уезжали в Афганистан, Ирак и Сирию. Подсчитать точное количество уехавших невозможно: люди, зачастую не имея документов, покидали страну и через три-четыре границы попадали к экстремистам.
Операция “Жусан”. Почему казахстанцы уезжают в Сирию и как возвращаются домой
Беспрецедентная спецоперация по их спасению получила название “Жусан”, что в переводе с казахского означает “полынь” (символ тоски по родине).
В начале мая эвакуировали еще 231 казахстанца, в том числе 156 детей, в основном дошкольного возраста.
С 28 по 31 мая проведен заключительный, третий этап специальной гуманитарной операции “Жусан”. Из зон боевых действий в Сирии эвакуирован 171 ребенок.
Фото: tengrinews.kz