В том случае, если своевременно не предпринять необходимые меры, в Республике Казахстан может образоваться риск нехватки топлива. Данного мнения придерживается эксперт в нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов.
Олжас Байдильдинов прокомментировал предложение Агентства по защите и развитию конкуренции о том, чтобы увеличить долю участия в трех крупных месторождениях Республики Казахстан в обмен на равновесные доли в нефтеперерабатывающих заводах.
Эксперт считает предложенную меру логичной, ссылаясь на данные по добыче нефти за минувший год. По его словам, из 89,9 миллиона тонн добытой нефти около шестидесяти миллионов тонн, что составляет около шестидесяти семи процентов, пришлись на долю трех крупных проектов, таких как Кашаган, Тенгиз и Карачаганак.
При этом, эксперт в нефтегазовой отрасли отметил, что производство других казахстанских компаний в 2023 году сократилось на один миллион тонн, достигнув порядка тридцати миллионов тонн.
По словам Байдильдинова, три основных месторождения Казахстана не поставляют нефть на внутренний рынок страны, направляя всю добычу на экспорт. Он отметил, что «КазМунайГаз», хоть и имеет свою долю в этих проектах, также направляет ее на экспорт, поскольку без этих продаж компания может попасть в затруднительное положение, подобное тому, в котором находится «Қазақстан темір жолы». Задолженность железнодорожного оператора достигла внушительной суммы в 2,9 триллиона тенге.
Строительство новых нефтеперерабатывающих заводов в Казахстане лишено экономического смысла, убежден эксперт. По его мнению, это связано с тем, что цена нефти внутри республики составляет от двадцати до двадцати пяти долларов за баррель, что делает производство нерентабельным.
Олжас Байдильдинов подчеркнул, что с учетом сложившейся ситуации Агентство по защите и развитию конкуренции осознает необходимость китовой добычи с трех месторождений с целью покрыть потребности страны. Эту потребность также признает и Министерство энергетики Республики Казахстан.
Пересмотр казахстанской стороной соглашений о разделе продукции является актуальной задачей, однако его реализация без либерализации цен на нефть представляется затруднительной. Дело в том, что нефтяные компании Соединенных Штатов Америки и Европы не заинтересованы в продаже сырья на внутренний рынок по ценам, значительно ниже мировых, составляющим от двадцати до двадцати пяти долларов за баррель.
В сложившейся ситуации эксперт в нефтегазовой отрасли считает необходимым пересмотреть контракты на экспорт нефти, предусмотрев возможность продажи нефти по рыночным ценам. Одновременно с этим, по его мнению, необходимо планомерно снижать тариф на сырую нефть, поставляемой в настоящее время либо по себестоимости, либо даже ниже этого показателя.
По мнению Байдильдинова, казахстанский топливный рынок ожидают непростые времена в ближайшем будущем. Он объяснил это тем, что компании, поставляющие сырье на нефтеперерабатывающие заводы, в настоящее время компенсируют свои убытки за счет экспортных доходов. Однако, поскольку добыча сырья сокращается, их возможности для маневрирования сужаются.
Эксперт подчеркнул, что в сложившихся условиях наша страна станет активнее закупать сырье из Российской Федерации, обладающей избытком ресурсов. Данный шаг, в свою очередь, окажет прямое влияние на предложение на внутреннем рынке Казахстана, изменяя его динамику. Дополнительным фактором, способным повлиять на ситуацию, станет ослабление национальной валюты: стоимость топлива в тенге, выраженная в долларовом эквиваленте, будет увеличиваться.
Как отметил Олжас Байдильдинов, ситуация складывается таким образом, что Казахстану предстоит попасть под двойной удар. Так, стране грозит нехватка топлива одновременно с повышением цены на нефть и горюче-смазочные материалы. Причиной этому, по мнению эксперта, является неуклонный рост потребления.