Накануне в Казахстане отметили главный национальный праздник – День независимости. Однако о 100-летнем юбилее образования Казахской Автономной Социалистической Советской Республики в составе РСФСР в этом году почему-то мало кто вспомнил, хотя именно советская власть дала современное образование, науку и культуру казахстанскому обществу.
Есть такой справочник, как «Народное образование в довоенное время 1914-1915 годов». В нем собрана информация о школах, училищах и высших учебных заведениях. Сколько человек обучалось в том или ином заведении, в нем тоже указано. Так вот, перед началом Первой мировой войны во всей Средней Азии насчитывалось 28 гимназий и 5 училищ, в то время как вузов в регионе вообще не было. Между тем в украинских губерниях к тому времени уже работали пять университетов. Высшее образование можно было получить и в Сибири, и в Закавказье. Я уже не говорю о Санкт-Петербурге и Москве. Вузы были даже в Индии. Проще говоря, в те годы мы были аутсайдерами не только в Российской империи, но и в мире.
Однако годы шли, а вместе с ними повышался и уровень образования в нашей стране. И уже в 80-е годы республике удалось выбиться в лидеры. Согласно данным на 1989 год, на каждую тысячу лиц в возрасте 15 лет и старше в Казахстане приходилось 838 человек, имеющих среднее образование. Но больше всего впечатляет рост числа молодых людей, получавших высшее образование. К 1985-му году на каждые 10 тысяч человек приходилось 232 студента. Для сравнения, в Индии соответствующий показатель составлял 55, Турции – 71, Китае – 19, а в таких европейских странах, как Великобритания и Франция, он варьировался от 112 до 162.
Как мы видим, советская власть внесла неоценимый вклад в образованность казахстанского общества. Страну в буквальном смысле вытянули из аутсайдеров по уровню образования. Сегодня, к сожалению, мы неуклонно движемся в обратном направлении. Не так ли?
Нашему образованию нужны не неолиберальные эксперименты, не введение латиницы и коммерциализация, а возвращение к прежним стандартам, которые существовали в 80-е годы и давали самый высокий результат. Это, конечно, невозможно без увеличения финансирования системы образования, без повышения квалификации преподавательского состава, без отказа от идеологических подходов, которые искажают изучение истории в школах и вузах. Пока же мы являемся свидетелями неуклонной деградации нашей школы, учебников и снижения грамотности учеников на фоне постоянной смены программ реформирования.
Жанболат Шолпанов, политолог, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: politikus.ru