Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев сегодня, 3 декабря, провел совещание по развитию региональных грузовых авиахабов, на котором обсуждались подходы к интеграции Казахстана в обновляющуюся систему международных перевозок.
Как отмечает политолог Эдуард Полетаев, данная тема является актуальной, так как доля грузовой авиации в мире растет. Так, например, к 2040 году порядка 20% потоков между Азией и Европой перейдут именно в этот сегмент.
Эксперт подчеркивает, что для Казахстана это важный сигнал о том, что полагаться только на автомобильные дороги и железную дорогу уже недостаточно. Чтобы оставаться конкурентоспособными, необходим переход к мультимодальной логистике, где авиация становится полноценной частью национальной транспортной системы.
Полетаев видит закономерность в том, что в данном контексте встал вопрос географии. Республика Казахстан расположена на пересечении крупных воздушных маршрутов, однако это преимущество работает лишь при наличии развитой инфраструктуры и понятных сервисов. В регионе наблюдается заметная конкуренция, страны Центральной Азии и Южного Кавказа активно развивают свои логистические возможности и привлекают инвесторов. Если двигаться медленно, то часть транзита может перераспределиться в их пользу.
Как отметил Касым-Жомарт Токаев, приоритетом является формирование полноценных авиахабов на базе крупных аэропортов, что требует четкого определения их конкурентных преимуществ, а также обновления процессов и устранения существующих ограничений. Сюда также можно отнести определенные обязательства, прежде всего, по дальнейшему активному развитию инфраструктуры аэропортов страны.
По словам эксперта, в настоящее время транзит приносит низкую добавленную стоимость именно потому, что возможности аэропортов ограничены, а специальные экономические зоны не адаптированы под специфику грузовой обработки.
Модель авиахаба широко применяется в мире. По специализации авиахабы могут быть пассажирскими, грузовыми и смешанными. Данная модель обладает определенными преимуществами. Сокращенное число маршрутов приводит к более эффективному использованию самолетов авиакомпаний. Сложные операции, такие, как сортировка и упаковка грузов, могут быть объединены в одном месте, а не проводиться в разных точках.
Главная цель создания хабов – концентрация грузовых и пассажиропотоков в узле, что позволяет повысить рентабельность перевозок, увеличить количество направлений и частоту рейсов в конечные точки назначения. Такая концентрация уменьшает операционные расходы за счет эффекта масштаба, даже несмотря на увеличение дальности перелета.
По мнению Эдуарда Полетаева, выбранный курс является верным. Сегодня стратегия крупных авиакомпаний основана на разных точках базирования их самолетов, а грузовые клиенты, по некоторым данным, дают в среднем 70% дохода аэропортам. Казахстан может занять устойчивую позицию в глобальной логистике, если перейдет от базового аэропортового функционала к полноценной работе хабов, которые позволят ему в большей степени интегрироваться в мировую авиатранспортную систему.
В то же время важно, что президент смотрит на задачу шире, подчеркивает политолог. Развитие авиахабов рассматривается не только как усиление логистики, но и как инструмент укрепления международного положения страны. Если все элементы сложатся в единую систему, позиция Республики Казахстан в глобальных перевозках будет усилена.




