Республика Казахстан демонстрирует впечатляющий прогресс в сфере глубокой переработки зерна. За период последних пяти лет объемы производства выросли более чем втрое — с 73 тысяч тонн в 2020 году до 246 тысяч тонн в 2024 году. Такая динамика обусловлена государственной политикой, направленной на стимулирование производства продукции с высокой добавленной стоимостью: от крахмала и сиропов до биоэтанола и лецитина.
Амбициозная цель — войти в десятку мировых лидеров по производству и экспорту продуктов глубокой переработки зерна в течение ближайшего десятилетия. Для достижения этой цели государство оказывает значительную финансовую поддержку проектам, направленным на увеличение объемов производства, расширение ассортимента и полную загрузку производственных мощностей.
Инвесторы, готовые вкладываться в эту перспективную отрасль, получают целый ряд преференций: льготное кредитование для пополнения оборотных средств, налоговые льготы, включая снижение налога на добавленную стоимость, а также частичное возмещение затрат на создание и расширение производств.
Параллельно с развитием производства ведется активная работа по расширению экспортных возможностей. Ключевым элементом этой работы является Комплексный план развития контейнеризации и контейнерных перевозок на 2025–2029 годы. План предусматривает внедрение новой тарифной политики, системы скидок и субсидий для экспорта, развитие логистической инфраструктуры, привлечение частных инвестиций, цифровизацию управления контейнерными потоками, а также упрощение таможенных процедур и совершенствование нормативной базы.
Традиционно ключевыми рынками сбыта казахстанской муки являются страны Центральной Азии, Афганистан и Россия, куда ежегодно экспортируется порядка двух миллионов тонн продукции. Примечательно, что в минувшем году экспорт кормовой муки в Китайскую Народную Республику вырос в 5,8 раза, достигнув 1,2 миллиона тонн.
В перспективе — освоение рынков Ближнего Востока и Африки. Для этого активно используется Транскаспийский международный транспортный маршрут. Важным шагом в развитии ТМТМ стало внедрение мультимодальной цифровой платформы Digital Trade Corridor на казахстанском участке.
К слову, в прошлом году была завершена интеграция с IT-системами железных дорог Азербайджана и Грузии, что позволило сократить сроки доставки грузов по маршруту с 25 до 13 дней. Тем не менее в планах — увеличение пропускной способности коридора с шести до десяти миллионов тонн в год к 2027 году.
Таким образом, правительство Казахстана реализует комплексную стратегию поддержки мукомольной отрасли и глубокой переработки зерна, рассматривая это направление как стратегически важное для развития экономики страны.