В ходе недавней рабочей поездки в Акмолинскую область президент Касым-Жомарт Токаев в очередной раз заявил о том, о чем говорил неоднократно и ранее, а именно что «Казахстан должен стать сельхоздержавой… мы должны перейти практически полностью на самообеспечение продукцией сельского хозяйства… Это амбициозная, но абсолютно достижимая цель»
Звучит красиво, но в стране с нищим населением (с 8782 долларами ВВП на душу населения она находится на 71-м месте, тогда как топ 30 ведущих экономик мира, куда официально рвется Казахстан, начинается с 30 тыс.) рост производства не имеет смысла – покупать некому. А вот потенциал действительно есть: по площади пахотных земель на душу населения Казахстан занимает второе место в мире. Но реалии весьма печальны. Если в 1990 г. на сельское хозяйство Казахстана приходилась треть ВВП, то в настоящее время всего 4,5%. Как видим, развитие аграрного сектора, а с ним и продовольственная безопасность республики оставляет желать много лучшего.
Увы, звучные обещания госпрограмм и стратегий с грандиозными прожектами, как и не менее увлекательные в своих фантазиях дорожные карты стали традиционной частью государственной политики страны. Все они принимаются с завидной регулярностью и отличаются крайне низкой эффективностью. Вот и теперь, несмотря на то что правительство еще в начале года разработало дорожную карту по стабилизации цен на продовольствие, обуздать продовольственную инфляцию оно не в состоянии.
По официальным данным, годовой темп роста цен на продовольственные товары ускорился с 10,6% в июне до 11% в июле. Запасы стабфондов формируются неэффективно и их объемы недостаточны. Как они могут повлиять на цены, если интервенции составляют всего 0,2-1,4% от общего объема потребления?
Власти вкладывают в наращивание объемов производства и удешевление продукции аграрной отрасли гигантские средства, но отдача мизерная. Безусловно, благодаря программам поддержки, реализуемым Минсельхозом, в республике сформировалась устойчивая тенденция роста показателей АПК, но… преимущественно в денежном выражении. Так, объем инвестиций в сельском хозяйстве в 2016 году, составлявший 253 млрд тенге, по итогам 2020 года достиг 573 млрд – рост на 126%.
Однако бросать от радости чепчики в воздух не приходится. В денежном выражении валовый объем продукции вырос в 1,7 раза – с 3,6 трлн до 6,3 трлн тенге. Вместе с тем, к примеру, производство молока увеличилось всего с 5,3 млн тонн до 5,6 млн. Показатели сбора зерновых и производства мяса практически не изменились – 20 млн тонн и 930 тыс. тонн соответственно.
Объяснение этому вроде бы парадоксу простое – рост цен. Сливочное масло, молоко, яблоки, огурцы, свекла пугают своими космическими ценами. Значительная часть основных видов продовольствия импортируется. В частности, мясом птицы страна обеспечена на 58%, колбасными изделиями – на 62%, сырами и творогом – на 57%, сгущенным молоком и сливками – на 31%, яблоками – на 63%, рыбой – на 61%, сахаром – на 47%.
Как полностью закрыть потребности республики продукцией собственного производства? Исходя из результатов действовавших ранее многочисленных программ, особых надежд на реализуемый ныне Комплексный план по импортозамещению на 2021-2023 годы (согласно которому Казахстан планирует обеспечить продовольственную независимость страны к концу 2023 года), питать не следует. Темпы развития аграрной отрасли недостаточны для удовлетворения растущего спроса. К примеру, поскольку субсидии для стимулирования фермеров оказались неэффективными, то недавно введенные суперновые мясокомбинаты загружены лишь на треть своих мощностей.
Ключом к продовольственному изобилию, по-видимому, должны стать личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Такой рецепт достижения гражданами экономической независимости предложил, выступая два года назад на расширенном заседании политсовета партии «Нур Отан», Нурсултан Назарбаев. Тогда он, пристыдив соотечественников, требующих усиления социальной поддержки, за иждивенческие настроения, призвал их самостоятельно обеспечивать свои материальные и финансовые потребности.
«И сейчас 30-летней давности лозунги поднимают – дай, у меня много детей и мало зарплаты. Дай. Так о чем ты думал? Это же твои проблемы, ты же с государством не советовался когда-то… Купи две коровы и обеспечивай себя. Лишнее молоко продавай и зарабатывай. Сажай огород. Возьми на пропитание, остальное продай на базаре. Получи образование и работай»,
– сказал тогда Н. Назарбаев.
А ведь будучи президентом страны, он говорил о необходимости оказания помощи многодетным и малоимущим семьям. Теперь же, по мысли лидера нации, огороды и домашняя живность должны обогатить прозябающих в нищете сельчан. Они и рады бы увеличить поголовье скота, площади посевов, как советует Елбасы, но денег на это у них нет. Сами чиновники не торопятся обеспечивать продбезопасность страны, меняя свои комфортные квартиры на левобережье Нур-Султана на двух дойных коров.
Будучи вице-премьером Бердыбек Сапарбаев тогда – в августе 2019 года – расцветил цифрами дебютную идею экс-президента о «двух коровах»: «Если исправно кормить корову, то она даст 7-8 литров молока. Допустим, 2-3 литра уйдут на собственные ежедневные нужды, из оставшегося молока можно сделать масло, курт, сметану». При этом чиновник «скромно» умолчал о том, что прежде чем прожить на две коровы, надо сначала на что-то их купить. Как, впрочем, и о том, чем «исправно кормить» эту корову.
Развивать животноводство без соответствующей кормовой базы, без ее опережающего укрепления – большой и неоправданный риск. Ведь многим просто негде пасти скот, поскольку пастбища принадлежат частным лицам. Приходится покупать постоянно дорожающие сено, комбикорма. И главное: кому произведенные сельхозпродукты продавать? В селе у всех есть своё, а перекупщики скупают и мясо, и молоко, и фрукты–овощи за бесценок. Расчеты экономистов показывают крайне низкую рентабельность столь мелкотоварного производства. Бастыкам (руководителям) это не известно?
Безусловно, власти все это прекрасно знают, но реагируют на проблемы новыми призывами, обещаниями светлого будущего и рассказами об очередных Нью-Васюках. В частности, об успехах Жамбылской области на прошедшем в начале августа заседании правительства поведал упомянутый выше экс-вице-премьер, а ныне глава региона Бердыбек Сапарбаев. По его словам, за время реализации проекта «двух коров» в разы возросла численность предпринимателей, соответственно, сократилось количество получателей адресной социальной помощи (АСП), вырос среднемесячный доход жителей. Премьер Аскар Мамин пообещал «масштабировать» жамбыльский опыт на все остальные регионы страны.
Однако вряд ли реально жамбыльцы стали жить лучше. Секрет жамбыльского экономического чуда, скорее всего, в статистике. В свое время в республике значительно сократили количество безработных, переместив их в строку «самозанятые». Здесь, видимо, аналогичная история: получатели АСП стали самозанятыми предпринимателями.
Идея улучшения экономики страны через ЛПХ уже не первый раз поднимается чиновниками. И это понятно, если считать, что спасение утопающих дело рук самих утопающих. Только в прошлом году на цели микрокредитования на селе было направлено 43,2 млрд тенге, это позволило выдать более 11 тыс. микрокредитов. По данным Минсельхоза, в ближайшие пять лет планируется выдать еще 50 тыс. микрокредитов на сумму 250 млрд тенге. Только вот жизнь в селах и аулах от этого лучше не становится, а Нью-Васюки продовольственную безопасность страны не обеспечат.