Казахстан со дня независимости установил план по вступлению и активному участию в различных международных организациях. Организация экономического сотрудничества является одной из них. Но какова роль Казахстана в рамках этой организации?
За годы суверенности страны, РК не раз демонстрировала инициативу в улучшении взаимовыгодного сотрудничества. Подобные стремления были направлены на уменьшенье количества конфликтов.
ОЭС образовалась в 1995 году и по факту является правопреемницей Организации регионально сотрудничества и развития.
В начале членство в Организации экономического сотрудничества для государств не имело огромного значения, но все поменялось после присоединения к ОЭС шести стран, в числе которых был и Казахстан.
Как подчеркивал в своих воспоминаниях Елбасы, опубликованных в книге «Эра Независимости»:
Казахстан активно включился в работу одного из влиятельных международных институтов — Организации экономического сотрудничества (ОЭС), объединившей несколько стран Центральной Азии, Среднего и Ближнего Востока со штаб-квартирой Секретариата ОЭС в Тегеране. Приоритетными сферами сотрудничества в рамках данной межгосударственной структуры были энергетика, транспорт и коммуникации, а также торговля.
В 1995 году, в ходе 50-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Организация экономического сотрудничества была признана международным сообществом и обзавелась статусом наблюдателя в составе ООН и была включена в резолюцию в качестве партнера.
После этого ОЭС начала тесное сотрудничество со Всемирной таможенной организацией, АСЕАН и ЮНФПА. Основными направления сотрудничества стали охрана здоровья, борьба с инфекционными заболеваниями и поставка современных медикаментов и оборудования в национальным системы здравоохранения.
Главные задачи Организации экономического сотрудничества являются создание условий, в которых страны-участницы смогут развивать экономику государств, поэтапная интеграция в систему мирохозяйственных отношений международного сообщества методом налаживания экономического сотрудничества и взаимопомощи по разным направлениям социально-культурного и научно-технического развития.
Встречи ОЭС проводятся раз в два года, в ходе которых устанавливаются политические и экономические параметры деятельности содружества.
Для сотрудничества в разных направлениях между странами-участницами в процессе деятельности ОЭС создана огромная договорно-правовая база.
Участниками Организации экономического сотрудничества на данный момент являются: Казахстан, Иран, Пакистан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан, Турция, Афганистан и Азербайджан.
Казахстан с начала вступления в содружество, занимал важное положения в международной транспортно-коммуникационной системе и всегда настаивал, что перспективами этого международного объединения в первую очередь являются его транспортно-логистические возможности.
Поэтому в число основополагающих документов организации, вошел план развития транспортной инфраструктуры, пролоббированный Казахстаном. Он носит название «Алматинский», так как был подписан во время саммита в Алматы в 1993 году, а также этот документ можно считать первым в рамках запущенных процессов развития отрасли в формате ОЭС.
Коллективными усилия при участии Казахстана, началось создание новых железнодорожных маршрутов, которые, в итоге, послужили для связки транспортной системы России, Китая, Ирана, Турции и стран Центральной Азии.
Благодаря участие в ОЭС, Казахстан смог занять место главное связующее место в рамках транзитного маршрута Европа-Китай.
28 ноября 2021 года в столице Туркменистана состоялся 15 саммит ОЭС, в котором принял участие премьер-министр Казахстана Аскар Мамин.
Возрождение исторического Шелкового пути может быть возможным лишь при обновлении старых экономических и транспортных коридоров между Европой и Азией, пролегающих через страны ОЭС. Дальнейшее развитие транзитного потенциала организации требует работы, связанной с упрощением барьеров и совершенствованием механизмов интеграции логистических систем. Учитывая значение транспортного и логистического сотрудничества для развития всех сфер, предлагаем создать Транспортный совет ОЭС, – Премьер-министр РК Аскар Мамин.
Также делегация Казахстана считает, что формирование и объединение уже существующих транспортных коридоров, может обеспечить стабильный рост экономик всех стран-участниц ОЭС, особенно в период преодоления последствий пандемии.
Главам государств ОЭС было предложено составить дорожную карту, благодаря которой увеличится торговый оборот, а также уделить огромное внимание развитию потенциала стран-членов организации в аграрной сфере.
Казахстан, помимо этого, намерен дальше продвигать идею тесного сопряжения ОЭС и СВМДА. РК в качестве председателя СВМДА готов оказать содействие в развитии сотрудничества между организациями.