Придя к власти, талибы приступили к негласным переговорам со всеми региональными игроками, таких как Пакистан, РФ, страны Центральной Азии, КНР и Иран. Руководство «Талибана» добивается признания в качестве новой власти в Афганистане, а также разморозки финансовых активов страны и невмешательство в их дела внутри государства. Талибы в свою очередь пообещали, что страны региона могут не беспокоиться за свои приграничные районы.
Страны региона посовещавшись, решили, что могут начать работу с новыми властями в Афганистане на неофициальном уровне при одном условии – создании инклюзивного правительства. Это значит, что в его состав должны входить представители других этнических и политических групп, а не только талибов.
Руководство «Талибана» дали согласие на это, только инклюзивное правительство не было создано, так как в него вошли 35 человек, которые являются представителями движения. Из них пуштунов – 29, таджиков – 2, узбеков – 2, пашаи -1. Стоит обратить внимание, что в составе правительства не состоит ни одна женщина. Верховным руководителем Афганистана, как и предполагалось, стал лидер «Талибана» Хайбатулла Ахундзада.
РК ведет с Афганистаном осторожную и безопасную политику, при это выступая за то, чтобы талибы могли самостоятельно обеспечить стабильность и безопасность наиболее в тех регионах, с которыми граничат государства Центральной Азии.
Заместитель директора КИСИ при Президенте РК Санат Кушкумбаев уже давал комментарий по этому поводу. По его мнению, сдержанная политика Казахстана с Афганистаном связна с сложностью и неопределенностью процессов, протекающих в ней. Также Кушкумбаев отметил, что РК поддерживает создания инклюзивного правительства в афганской республике.
Эксперт подчеркнул, что события в Афганистане в той или ной степени касаются интересов Казахстана.
Хотя мы не являемся непосредственными соседями, но наши соседи и партнеры – Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан – испытывают уже последствия развития событий в Афганистане. Собственно, и обозримая перспектива еще неоднозначна. В истории Афганистана не раз бывало, что сравнительно легко можно с оружием в руках захватить власть, но удерживать ее только с помощью силы не удавалось никому. Поэтому объяснимо, что соседи Афганистана опасаются очередного витка вооруженного противостояния внутри страны. Это не исключено, так как ответа на вопрос будут ли учтены интересы разных групп афганского общества, в том числе заинтересованных внешних игроков, пока нет. Поэтому большинство стран Центральной Азии очень осторожны в своих оценках. Позицию Таджикистана также все понимают, потому, как в своей основе она отражает интересы и других центрально-азиатских соседей. Однозначно, что светское правительство в Афганистане, каким бы слабым не было, все же было удобным с политической точки зрения, – подытожил Кушкумбаев.
Стабильность в Афганистане очень важна Казахстану. Ведь помимо безопасности, РК может извлечь выгоду с помощью транспортных проектов по направлению в Южную Азию, в которых Афганистан является важным связующим звеном.
Еще одним важным фактором важности афганской республики для РК является богатство афганской республики различными полезными ископаемыми. Также хочется отметить, что Казахстан всего пытался развить торговлю товарами и услугами с Афганистаном.
Если не брать во внимание относительный позитив, в Нур-Султане осознают, что угрозы, исходящие с территории Афганистана, никуда не пропали.
Одной из главным проблем является рост напряжения между новыми властями в Афганистане и Таджикистаном. Талибы уже несколько раз резко выражали недовольство и предупреждали президента Таджикистана, который, как они считают, поддерживая силы сопротивление против талибов в провинции Панджер, вмешивается во внутреннюю политику Афганистана.
Таджикистан в свою очередь указывает на непризнание талибов у власти, потому что они нарушили свои обещания по созданию инклюзивного правительства.
Из-за отсутствия согласия между двумя сторонами, талибы пытаются усиливать напряжение на границе с Таджикистаном, перекидывая спецподразделения в приграничные регионы. В этой ситуации, Таджикистан уверен, что «Талибан» начал готовить провокацию силой в приграничной зоне.
В случае возникновения приграничного конфликта, Казахстан, как активный участник ОДКБ, не сможет оставить это без внимания
Еще одной угрозой безопасности региона может стать междоусобная война в составе правящей верхушки движения талибов. В этом направлении, к слову, уже созданы все предпосылки.
Также большой угрозой может стать междоусобная война между верхушками движения. И в этом направлении уже есть предпосылки. Например, министр внутренних дел временного правительства Сираджуддину Хаккани процесс распределения должностей не особо понравился. Он предполагал, что его люди из террористической организации «Сеть Хаккани» получат больше значимых мест в правительстве. Из-за этого начали появляться слухи о возникновении конфликта между ним и другим талибом, заместителем главы правительства Абдул Гани Барадаром.
В итоге, из-за того, что новая власть Афганистана до сих пор не признана мировым сообществом, другие государства не могут оказать финансовую помощь стране, а помимо этого существует вероятность социально-экономического кризиса