В сегодняшних реалиях объем долларовых операций постепенно снижается на фоне укрепления национальных валют стран Евразийского экономического союза. Укрепить роль национальных валют удалось благодаря повышению макроэкономической стабильности в странах ЕАЭС, росту ВВП, проведению работы по стабилизации и росту ликвидности. Увеличение значимости национальных валют является одним из главных условий развития региона.
Хочу отметить рост взаиморасчетов в национальной валюте внутри ЕАЭС. В прошлом году они достигли 74%, увеличившись на 10% с 2013 по 2019 год. Центральной нацвалютой является рубль, доля которого равна 70%. В торговле с Беларусью его доля составляет 80%, с Казахстаном и Кыргызстаном – 60%. Например, доля тенге увеличилась в расчетах с Кыргызстаном с 15% до 19% за 7 лет, в расчетах с Российской Федерацией достигла 5%, поднявшись с 2%, также есть возможность роста с Узбекистаном.
По моему мнению, главной задачей в развитии и усилении взаиморасчетов в национальных валютах является уход от доллара. После чего необходимо интернационализировать национальные валюты. Также для роста их доли в торговле в странах ЕАЭС требуется укреплять ее во всех направлениях и пытаться нарастить масштабы и производительность экономики.
Больше всего товарами из ЕАЭС пока интересуются развивающиеся страны, что может послужить поводом для расширенной интеграции с такими государствами. Труднее всего заменить доллар во внешних расчетах, но уже есть подвижки в торговле с КНР. Стоит отметить, что сокращение доли доллара происходило в пользу китайской валюты, однако это уже можно назвать успехом в политике дедолларизации.
Не заканчиваются споры о введении единой электронной валюты. Активного внедрения цифровых валют в данный момент нет нигде в мире, лишь ведутся расчеты. Я думаю, что Центробанк РФ работает в этом направлении. У многих есть опасения насчет таких валют, ведь они могут использоваться для проведения транзакций криминального характера и в состоянии как снизить транзакционные издержки, так и подорвать позиции традиционных валют. С другой стороны, есть потенциал внедрения цифровых валют в торговле с Китаем, который активно занимается изучением и развитием аналогичных средств платежа.
Укрепление тенге, конечно, вещь хорошая и доказывает действенность ЕАЭС, но в перспективе все равно понадобится введение единой валюты. Несмотря на все скептические высказывания разных экономистов и националистически настроенных политиков, общие деньги связали бы наши экономики в единое целое. Электронная валюта – как раз такая переходная форма, которая практиковалась и другими объединениями стран, например, в ЕС перед принятием евро. Поэтому мы не должны бояться экспериментов и стремиться ускорить процесс разработки и внедрения единой валюты стран ЕАЭС.
Болат Нургалиев, политолог, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: vlast.kz