В то время как в мировом сообществе не стихают обсуждения того, как возможное возвращение тарифной политики Соединенных Штатов Америки ударит по Китаю, Мексике или Европе, в Центральной Азии это воспринимается как нечто далекое, так как не затрагивает регион напрямую. Тем не менее в глобальной экономике даже косвенные влияния могут оказаться существенными, отмечает независимый эксперт, Даулет Жамбайбеков.
Эксперт просчитал, как может повлиять новая тарифная волна со стороны США на экономики стран ЦА через механизм глобальных цепочек стоимости.
Как отмечает Даулет Жамбайбеков, для Центральной Азии тарифы Соединенных Штатов Америки не растут напрямую ввиду того, что товары считаются стратегически значимыми. Однако влияние все же идет через партнеров и цепочки.
Так, Казахстан и Узбекистан теряют больше всего, особенно в связи с их ролью в качестве сырьевых и промышленных отраслей в экспорте. Что касается Кыргызстана и Таджикистана, то они пострадают чуть меньше, но с учетом масштабов экономики даже эти потери могут быть чувствительными.
Согласно экспертным оценкам, горнодобывающая промышленность станет наиболее уязвимой с возможным падением до -1,64% в стрессовом сценарии, особенно из-за зависимости от мировых цепочек спроса.
При этом обрабатывающая промышленность аналогично демонстрирует чувствительность к внешнему шоку, особенно в Казахстане, Узбекистане и Туркменистане. Потери в данной отрасли могут составить от -0,35% до -0,76% в базовом сценарии и до -1,52% в стрессовом.
Особенно чувствительными являются отрасли машиностроения, легкой и пищевой промышленности, интегрированные в глобальные цепочки, тогда как сельское хозяйство подвержено шокам гораздо менее значительно ввиду косвенного влияния на логистику и переработку.
Политика тарифных пошлин Вашингтона может оказаться серьезным макроэкономическим шоком даже для тех стран, которые не вовлечены напрямую, указывает эксперт.
Так, экспорт Казахстана, Узбекистана или Туркменистана зачастую идет через Китай, Европейский союз или Турцию, которые, в свою очередь, попадают под действие американских торговых тарифов.
Дополнительно следует учитывать также тот факт, что страны Евросоюза попадают под усиленные тарифы США, достигая совокупной ставки в 30%. Это является немаловажным фактором, так как ЕС выступает ключевым партнером для переработки и экспорта продукции из стран Центральной Азии, особенно по направлениям машиностроения, химии и металлов.
В результате даже если сами страны Центральноазиатского региона не попадают под действие американских тарифов напрямую, сокращение спроса со стороны Европейского союза и снижение его экспортного потенциала также приводит к падению спроса на компоненты и сырье из ЦА.
Как итог, спрос на сырье, компоненты и промежуточные товары падает, затягивая за собой и Республику Казахстан, подчеркивает Даулет Жамбайбеков.
По его мнению, сложившаяся ситуация дает сигнал к более эффективному планированию торгово-промышленной деятельности стран Центральной Азии, с наличием также запасных планов. Таким образом, переориентация торговых потоков, а также рост локальной переработки и диверсификации рынков могут смягчить шок.