Некоторое время назад министр иностранных дел КНР Ван И обратился к России с призывом сообща вести борьбу с «цветными революциями», распространением искаженной информации и совместными силами поддерживать свой суверенитет и политическую безопасность. И это заявление, скажем так, было ожидаемым, учитывая, что с приходом в США к власти Джо Байдена под санкционной политикой Белого дома оказались и Россия, и Китай. Поэтому теперь сближение Пекина и Москвы попросту неизбежно.
На днях Китай посетил глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров. В Пекине он встретился с министром иностранных дел Ван И. По итогам встречи было сделано совместное заявление, в котором, помимо прочего, речь шла и о США. Так, министры заявили, что Штатам нужно задуматься над ущербом, нанесенным глобальному миру и развитию в течение последних лет, остановить односторонний буллинг, прекратить вмешиваться во внутренние дела других стран и перестать создавать узкие группы в целях формирования блоковой конфронтации. То есть это говорит о том, что призыв Китая был услышан и поддержан.
Страны однозначно будут по максимуму использовать «санкционный фактор» для того, чтобы укрепить взаимоотношения. Сотрудничество между Россией и Китаем, которое, к слову, и так находится на довольно высоком уровне, а давление западных стран только усилит его, будет наполняться конкретным содержанием и приближаться к созданию военно-стратегического альянса. С каждым днем число противников такого альянса уменьшается, многие понимают, что он действительно сила, которая может противостоять Западу.
Вместе с тем Россия и Китай оказались способными эффективно противостоять пандемии, в отличие от западных стран. Ранее КНР столкнулась с оскорбительным и унизительным для нее давлением Запада, утверждавшим, что именно республика являлась источником распространения коронавируса и что она фальсифицировала статистику, оказывала влияние на ВОЗ и др. В Китае же считают, что благодаря им мир смог подготовиться к пандемии и что страна смогла максимально затруднить ее распространение, и давление Запада было для них очень обидным. Сами же западные страны, по крайней мере Штаты, не смогли нормально организовать даже карантин и не обеспечили население необходимым доступом к медуслугам. В создании вакцины и организации вакцинации они также оказались не самыми лучшими. После провала США в борьбе с пандемией Пекин перестал бояться жестко отвечать.
Чем нам грозит противостояние мировых держав? Я думаю, что изначально противостояние США и Китая для соседних центральноазиатских республик и нашей страны выразится в борьбе технологических стандартов. То есть, к примеру, гаджеты китайского производства не будут работать на американских программах и наоборот. Тогда странам нужно будет делать выбор, под какой технологический стандарт подстраивать цифровые экосистемы. «Торговая война» вряд ли серьезно отразится на Центрально-Азиатском регионе. КНР не приобретала здесь продукцию, без которой теперь может оказаться. Китайские же товары очень часто просто не имеют альтернатив на рынках ЦА, поэтому регион как покупал их, так и продолжит покупать.
Ранее в Казахстане и Кыргызстане прошли антикитайские выступления, которые пошатнули прежний привлекательный образ КНР. И скорее всего, после того как пандемия сойдет на нет, антикитайские настроения никуда не денутся. Пекину будут еще не раз напоминать его жесткие меры, связанные с наведением «порядка» в Синьцзяне. Помимо этого, его все также будут обвинять в распространении коронавируса или в чем-то другом, так как сейчас идет информационное противостояние.
Для стран Центральной Азии в ситуации нарастания противостояния между США и Китаем необходимо отказаться от многовекторной политики, так как она несет непосредственную угрозу как им самим, так и соседям. Ведь пользуясь всеядностью руководства бывших советских среднеазиатских республик, Пентагон размещает свои военные и полувоенные организации, а также биологические лаборатории, которые могут стать первыми мишенями в случае открытого военного противостояния. Казахстан и Центральная Азия не должны стать ареной боевых действий, и поэтому требуется в целях самосохранения полностью свернуть всё военное сотрудничество с Вашингтоном.
Турар Каримов, политический обозреватель, специально для «Эха Казахстана»
Фото: eer.ru