Парламентско-маслихатовские выборы прошли довольно предсказуемо, без каких-либо «сюрпризов». В Мажилис попали те же самые партии, что там и были. И хотя избирательная кампания прошла без большой интриги, давайте рассмотрим, как политические силы готовились к этому событию.
Начнем, пожалуй, с победительницы прошедших выборов – правящей партии Nur Otan. Ее победа во многом связана с нашумевшими праймериз, которые лидирующая партия провела непосредственно перед началом избирательной кампании. Праймериз позволили Nur Otan не только набрать дополнительные очки, но и перехватить инициативу в проведении политики обновления.
В свою очередь Коммунистическая народная партия Казахстана пошла по пути ребрендинга и отказалась от слова «коммунистическая», чтобы таким образом привлечь к себе новых сторонников. Теперь КНПК носит название «Народная партия». И хотя проведение ребрендинга за несколько месяцев до выборов представляло для бывших коммунистов опасность, им все же удалось сохранить свои рейтинговые показатели.
Перейдем к Демократической партии «Ак жол», инициативы которой ориентированы на прозападный курс. В нынешней избирательной кампании акжоловцы активно выступали за защиту отечественного предпринимательства. Примечательно, что на выборах-2021 главным конкурентом «Ак жола» была партия «Адал», опирающаяся на ту же электоральную базу, что и акжоловцы. На основании этого можно прийти к выводу, что ниша национально-ориентированного бизнеса еще масштабнее, чем те голоса, которые получил «Ак жол».
Что касается партии «Адал», она попросту не успела найти то, что отличало бы ее от «Ак жола». Да, партия пыталась взять на себя повестку развития, но эта тема уже была занята Nur Otan, а составить конкуренцию партии власти, «Адал», конечно же, был не в силах.
Еще одной партией-участницей выборов была «Ауыл». И как мне кажется, аграрная партия, придерживающаяся консервативных ценностей, в большей степени отняла голоса у правящей партии, которая недополучила процент голосов сельского электората. Однако преодолеть 7-процентный барьер партия так и не смогла.
В целом у всех партий, кроме Nur Otan, вырос рейтинг поддержки, даже у тех, кто не прошел в Мажилис, что говорит о неком оживлении партийной жизни. Правда, активизация наших партийных образований происходит только незадолго до выборов, что говорит о их неразвитости и отсутствии у них социальной базы поддержки. Эта ситуация может быть чреватой в случае дальнейшего роста политической активности общества, когда нынешние партии, несмотря на свои технологии программы, окажутся неспособными выражать интересы широких слоев казахстанцев.
Нурлан Фадеев, политический обозреватель, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: kapital.kz