Пожалуй, главным событием прошлого года, переходящим в наступивший, можно назвать парламентско-маслихатовские выборы, которые сегодня, 10 января, подходят к своему завершению. Указ об их проведении был подписан главой государства Касым-Жомартом Токаевым 21 октября 2020 года.
Одной из особенностей выборов-2021 является то, что они стали первыми за последние 16 лет, проходящими в конституционные сроки, а не досрочные. В этот раз в них принимают участие пять официально зарегистрированных партий, хотя всего у нас их шесть. От гонки за депутатские мандаты отказалась Общенациональная социал-демократическая партия, объявив бойкот.
По прогнозам аналитиков и экспертов, Nur Otan по итогам выборов может набрать до 70% голосов избирателей, что должно стать залогом стабильности системы с сохранением за партией власти законодательных рычагов.
Не исключено, что после выборов будет усилена роль казахстанского парламента. Учитывая внесенные изменения в законодательство, регулирующее парламентскую деятельность, осмелюсь предположить, что новому составу парламента будет отведена более значительная роль в государственной системе нашей республики, чем это было раньше.
Не стоит забывать и о том, что оппозиция в парламенте получит дополнительные полномочия. В частности, ей будут предоставлены места одного председателя и двух секретарей постоянных комитетов Мажилиса. Кроме того, оппозиция сможет пару раз в год организовать парламентские слушания на свою тему.
В связи с этим единственная интрига до конца подсчета голосов состоит лишь в том, какая партия придет второй и кто будет назначен главной «оппозиционной». В результате может поменяться и общий партийный расклад в Мажилисе за счет вхождения новых игроков. Но в любом случае можно твердо сказать, что политическая система в результате сегодняшних выборов останется в своей основе прежней без каких-либо серьезных изменений.
Жанболат Шолпанов, политолог, специально для «Эхо Казахстана»
Фото: strategy2050.kz