Евразийский экономический союз (ЕАЭС) можно назвать одним из особых интеграционных объединений, который возник на постсоветском пространстве. Создание наднациональных органов и механизмов, которые в определенных вопросах будут иметь приоритет к национальным регуляторам государств-участников, впервые практикуется.
Ими являются: Высший Евразийский экономический совет, Суд Евразийского экономического союза и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Решение этих инстанций являются обязательными для исполнения на всей территории ЕАЭС, прежде всего в области тарифной политики и таможенного регулирования, а также они имею приоритет перед национальными экономическими регуляторами.
В Евразийском союзе хочется отметить и более ответственный подход к принятию решений, подготовка которых занимает больше времени, а страны-участницы защищают свои национальные интересы еще на уровне обсуждения.
За все время существования ЕАЭС также поменялась сама концепция. Основоположник идеи Евразийского союза Н.Назарбаев отмечал, что основной объединения будут являться наднациональные органы, главными задачами которых будут обеспечение оборонной политики и формирования единого экономического пространства. Как итог, военно-политическая составляющая ушла из повестки. Еще одной целью при создании ЕАЭС было создание валютного союза и даже введение единого платежного средства, а сейчас делается упор на необходимость расширения расчетов в национальных валютах с целью ухода от расчетов в долларах и евро.
Главной причиной это стали риски, после присоединения Крыма к России, в связи чем с Запада пошли санкции.
Казахстан, Кыргызстан, Армения и Белоруссия заинтересована прежде всего к свободному доступу к российскому рынку своей продукции. Этот фактор стал поводом для заключения договора о создании зоны свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом с Сербией. Республики Центральной Азии, благодаря членству в ЕАЭС, способны перенаправить свои трудовые ресурсы на общий рынок. Кыргызстан уже пользуется таким преимуществом.
Два государства – Казахстан и РФ из пяти стран-участников ЕАЭС имеют огромные запасы нефти и газа. Армения, Кыргызстан и Белоруссия являются нетто-импортерами энергоносителей.
Создание общего рынка энергоносителей ЕАЭС переносилось не раз и на данный момент намечено на 2025 год. Предполагается установление одинаковой базовой цены на энергоносители для предприятий, которая будет меняться в зависимости от транспортного плеча, то есть отличаться в зависимости от расходов на доставку. А тарифные цены на энергию и тепло для населения будут также регулироваться на национальном уровне.
Общий энергетический рынок ЕАЭС станет фактором в изменениях макроэкономического положения в странах-участниц. Доля энергоносителей в себестоимости производства и транспортировки промышленной и сельскохозяйственной продукции на среднесрочную перспективу также будет высокой, но любое изменение в стоимости нефтепродуктов и газа может оказать огромное влияние на инфляционные процессы экономик стран ЕАЭС.
Разный климат между региона стран Евразийского союза можно назвать еще одним фактором в формировании цен на энергоносители.
В связи с обострением системных кризисов мировой экономики, главной задачей ЕАЭС на данный момент является достижения самодостаточности внутреннего рынка благодаря расширению сотрудничества с государствами региона и региональными интеграционными объединениями.
Каково будет сотрудничество ЕАЭС с другими игроками, будет зависеть от промежуточных результатов, которые Евразийский союз покажет в ближайшие годы.
Источник: REGNUM