Согласно данным Министерства финансов Республики Казахстан, за первое полугодие 2025 года совокупные доходы республиканского бюджета составили 10,3 триллиона тенге, тем самым исполнение составило 92% при плане в 11,2 триллиона тенге, отмечает экономист Руслан Султанов.
Эксперт подчеркивает, что налоговые поступления исполнены на 99%. Фактически это 6,47 триллиона тенге против запланированных 6,53 триллиона.
Султанов считает важным, что в предыдущие месяцы факты по налоговым поступлениям исполнялись выше плана. Однако за первое полугодие текущего года исполнение не достигло 100%. Таким образом, тренд на замедление исполнения продолжился.
По словам экономиста, в республиканский бюджет собрано 2,9 триллиона тенге НДС и два триллиона тенге КПН, исполнение составило 93% и 102% соответственно. Он отмечает, что эти показатели остаются практически на том же уровне, что и месяцем ранее (92% и 103%).
Неналоговые поступления составили 389 миллиардов тенге, тем самым исполнение плана достигло 131%.
В то же время за первое полугодие объем трансфертов из Национального фонда составил 3,1 триллиона тенге (исполнение 76%) при годовом плане в 5,3 триллиона тенге.
В результате за первые шесть месяцев текущего года порядка 60% всего планируемого годового объема трансфертов было переведено в республиканский бюджет. То есть за второе полугодие, согласно плану, трансферты из Нацфонда должны составить не более 2,1 триллиона тенге, подчеркивает Руслан Султанов.
Он указывает на тот факт, что затраты республиканского бюджета составили 11,8 триллиона тенге и были недоисполнены на 9% при плане в 12,9 триллиона тенге. Кроме того, на протяжении первого полугодия затраты хронические не исполняются.
В результате фактически дефицит республиканского бюджета составил полтора триллиона тенге, а ненефтяной – 3,9 триллиона тенге. То есть, дефицит меньше планового на 257 миллиардов тенге или 14,3%, а ненефтяной меньше на 2,7 триллиона тенге (41,3%).
По словам эксперта, результаты исполнения бюджета за первое полугодие текущего года указывают на ослабление фискальной эффективности.
Так, основные налоговые поступления, особенно НДС, начинают отставать от плана. Руслан Султанов подчеркивает, что это является тревожным сигналом, поскольку именно НДС отражает текущую экономическую активность. Одновременно наблюдается хроническое недоисполнение расходной части бюджета, что может быть связано как с неготовностью администраторов осваивать средства, так и с откладыванием проектов.
Эксперт также отмечает, что уже израсходовано 60% годового лимита трансфертов из Национального фонда, что сокращает пространство для дальнейших компенсационных вливаний во втором полугодии. В то же время текущий дефицит оказался ниже планового, однако это произошло не за счет роста доходов, а ввиду неосвоения расходов. Это указывает на нерешенность запланированных задач, считает Султанов.
По мнению экономиста, в целях повышения фискальной эффективности необходимо усилить реалистичность бюджетного планирования, а также обеспечить своевременное освоение средств и снизить зависимость от трансфертов за счет расширения налоговой базы.