Эксперты выражают озабоченность активизацией деятельности институтов Конфуция и различных государственных фондов и структур в учебных заведениях страны, подчеркивая, что их сотрудниками ведется идеологическая проработка казахстанских студентов. Причем масштабы проникновения китайского влияния в систему образования и обучения РК могут быть еще больше.
На данный момент отделения института Конфуция действуют при Казахском национальном университете имени Аль-Фараби в Алматы, Евразийском национальном университете Л.Н. Гумилева в Астане, Актюбинском государственном педагогическом институте в Актобе, Карагандинском государственном техническом университете в Караганде. Это еще не полный перечень.
Тревогу вызывает то обстоятельство, что отделения института Конфуция не имеют юридической регистрации и подотчетны как казахстанским университетам-партнерам, так и своему центральному офису в КНР. При этом в этих институтах имеются два директора. Один из числа граждан Казахстана, а второй из КНР, который осуществляет связь со своим руководством в Пекине.
«Примечательно, что этим институтам Конфуция предоставляются ежегодные гранты из головного офиса в Пекине, за что местное отделение должно предоставлять в центр финансовую отчетность. Кроме этого, китайская сторона оплачивает отправку и содержание преподавательского состава из КНР. Самое интересное, что аренду, коммунальные затраты и зарплату местных преподавателей оплачивают казахстанские учреждения и университеты. То есть значительная часть содержания данных сомнительных институтов идет за наш с вами счет из государственного бюджета», – комментирует ситуацию с проникновением китайских государственных структур в отечественные ВУЗы ведущий эксперт Центра анализа интеграционных процессов стран Центральной Азии Улугбек Бабагулов.
По его словам, в самом Китае стоит целая очередь из желающих принять участие в данной программе обучения в рамках созданной сети институтов Конфуция в Казахстане и республиках Центральной Азии. Китайские сотрудники и преподаватели постоянно меняются и проходят тщательный отбор. Целью же этих структур, помимо идеологической обработки учащихся, является и выявление наиболее талантливых представителей с целью их привлечения для дальнейшего обучения в Китае.
«Так, по данным министерства образования Китая, только за 2015 год из Казахстана было привлечено 13,5 тысяч студентов для обучения по различным специальностям в интересах развития китайской промышленности в нашей стране, а также для потребностей совершенствования инфраструктуры и подготовки преподавательских кадров. То есть сейчас готовится большой пласт специалистов, которые будут работать по китайским стандартам в РК», – считает эксперт.
Его мнение поддерживает и аналитик Агентства социальных исследований Тагир Баиров, который указывает на увеличение количества казахстанцев учащихся на переводчиков, а также распространение различных обучающих программ, внедряемых в казахстанские ВУЗы и учреждения системы образования РК со стороны китайских институтов, фондов и различных структур.
«Эта деятельность абсолютно непрозрачна. Чиновники Министерства образования и науки РК так и не представили общественности отчета о деятельности китайских государственных фондов и институтов Конфуция, которые давно окопались в наших Вузах. Что они там делают до сих пор никому доподлинно неизвестно. Ясно, что идет планомерная подготовка наших студентов по лекалам китайских специалистов, которые прививают нашим учащимся и политические ценности ориентирования на Китай», – делает вывод Тагир Баиров.
Пользователи социальных сетей говорят еще более открыто, заявляя, что это наглядный факт экономической и культурной экспансии КНР. «Получается, что эта экспансия идет при участии нашего же правительства, которое оплачивает работу китайских институтов и само предоставляет наших студентов в их руки! Мы уже колония Китая? При этом, все СМИ и государственные органы молчат об этом факте. Как такое возможно?», – вопрошает Кайрат Абдрахманов на своей странице в социальной сети.
Фото: ИА REX